Художник, опередивший свое время, или непонятный гений Юрия Волкова. 2012. Автор: Волкова О.В.
XII.
Никогда
Я не стану рабом И любовь мою не оскверню
Никогда
Пьер Эммануэль
Возвращаясь к теме Юрия Волкова-баталиста, следует отметить существование разных точек зрения на его творчество. Современники мастера, журналисты, искусствоведы, отмечая несомненный талант художника, в то же время необоснованно критиковали его: кто технику живописи, которой он владел безупречно, кто его умение предельно ёмко, осязаемо, виртуозно-легко лепить форму, кто излишний драматизм картин, кто философское мировоззрение художника.
Вот характерные образцы критики того времени: «Симферопольский художник Ю. Волков выставил интересное полотно на тему разгрома фашистской армии в Крыму — «Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей». Некоторые детали картины превосходно нарисованы и написаны. Зрители подолгу останавливаются у этого произведения, вызывающего много мыслей и воспоминаний.
Снижает действенность картины её передний план. Автор напрасно увлекся некоторой натуралистичностью», - пишет в газете «Правда» (15.12.1951 г.) Народный художник СССР Н.Н. Жуков. З.С. Молоденкова, сотрудница областного управления отдела культуры, сообщала в письме Юрию Васильевичу: «Оказывается они (коллеги художника) подняли вокруг картины («РасплатаРасплата. 1956—1957Холст, масло, 161 х 200Военно–исторический музей Черноморского флота», 1957 г.) гнусный шум. Говорили, что ты «богомаз», что это не искусство, что в картине пессимизм, что врагов жалко! Довели они своё шипение до обкома, дошло это и до секретаря обкома.
Первого февраля (1957 г.) в обкоме было закрытое совещание по идеологическим вопросам...
Секретарь обкома Чирва Н.В. говорил о тебе и твоей картине: «Не зря художники наши «ведущие» так зашумели вокруг картины Волкова. Утопить захотели, конкурента почуяли. Но такие художники, как Волков, нам нужны...» Письмо было написано 3 февраля 1957 года и сейчас хранится в краеведческом музее г. Евпатории.
В статье Я. Козина, напечатанной в журнале «Крым» № 8 за 1952 г. (стр. 219), мы читаем: «На областной выставке произведений Крымских художников...особенно следует остановиться на картине одного из талантливейших художников Крыма — Юрия Волкова «Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей». С большой силой показывает Волков позорный конец гитлеровской армии, её разгром. Но есть в картине существенный недостаток. Слишком натуралистично написаны трупы врагов на переднем плане. Не понятно, зачем понадобилось Волкову с такой тщательностью выписывать их».
М. Черейская так же отмечает недостатки картины «Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей» в газете «Красный Крым» (11.11.1951 г.): «Однако излишний физиологизм наносит большой ущерб произведению. Тщательно выписанные отвратительные трупы гитлеровцев и умирающий фашист на переднем плане не только не усиливают воздействия картины (как должно быть по замыслу автора), а, наоборот, ослабляют его, мешают восприятию...» Мучительные переживания и тяжелые раздумья рождала у художника эта критика.
Много тревоги у Ю.В. Волкова вызывало и то, что его последняя большая батальная картина «Один из многих (Не забудем)Один из многих (Не забудем). 1959—1960Холст, масло», 1960 г.), представленная в Москве на Всесоюзной выставке, оставалась в экспозиции только три дня, и по указанию чиновников свыше была снята. Художник получил от Министерства культуры УССР за нее деньги, и больше никогда ее не видел. «Почему сняли картину с экспозиции? Почему я не могу найти её», — не раз спрашивал себя Волков. Сейчас мы понимаем, почему картину сняли с экспозиции в Москве. Она не только раскрывала беззаветное мужество и бессмертный подвиг Красной Армии, остановившей наступление фашистов на Восток и вынудившей их начать отступление, но и показывала страшную цену победы в битве под Сталинградом. Ведь художник-фронтовик знал, что немцы и их союзники потеряли 1,5 миллиона убитыми, пленными и ранеными. Красная Армия потеряла более 1,1 миллиона человек. Как мог художник, чьим художественным кредо была правда, изобразить иначе страшное лицо войны?
Все, что произошло с этой картиной, характеризует состояние искусства 60-х годов в Советском Союзе.
Злоключения с картиной «Один из многих (Не забудем)Один из многих (Не забудем). 1959—1960Холст, масло» начались уже в Симферополе32. Картина с трудом прошла первый тур отбора и была предложена Крымским жюри для показа в Киеве на Всеукраинской выставке.
Художник решил везти её в Киев сам. Придя за картиной в Союз художников, он еле отыскал её, заставленную беспорядочно мебелью. В Киеве жюри отобрало картину для показа на Всеукраинской выставке, однако рекомендовало художнику переписать небо: написать утреннюю зарю, которая внесет в картину оптимистическую ноту.
Вскоре картину выставили в экспозиции, и художник переписывал небо прямо в выставочном зале.
Любители живописи тепло приняли картину Волкова, а журналисты подарили негатив сфотографированного полотна, будто предчувствовали его дальнейшую нелегкую судьбу. Выставка закрылась. Наступил ответственный момент выбора лучших работ украинских художников для экспозиции в Москве на Всесоюзной выставке. К приезду гостей из Москвы киевское жюри уже провело предварительный отбор. Работа Юрия Васильевича Волкова была отклонена для показа столичной комиссии, и стояла лицевой стороной к стене. Однако высокое жюри попросило показать отклонённые работы. Картина Ю.В. Волкова выделалась среди них большим размером, поэтому её посмотрели одной из первых и, вопреки мнению киевлян, отобрали для экспозиции в столице.
Учитель из Москвы Л. Апарников, видевший её в Манеже, писал33: «Долго стоял я перед большим полотном евпаторийского художника Юрия Волкова «Один из многих (Не забудем)Один из многих (Не забудем). 1959—1960Холст, масло». 1960, которое экспонируется на выставке «Советская Украина» в Москве.
Это произведение произвело на меня сильное впечатление своей правдивостью, яркостью и подлинной взволнованностью. Многие посетители выставки задерживаются у этого полотна, в котором мастер вдохновенно и правдиво рассказал о ненависти советских людей к войне, об их стремлении жить в мире со всеми народами. В то же время полотно, как бы говорит, что советский человек никогда не забудет злодеяний фашистов, что наш народ всегда готов отразить любое нападение врага и разгромить его...» Через три дня картина бесследно исчезла... Вскоре в дневнике Юрия Васильевича Волкова появляется запись: «При любой власти создаются произведения искусства, восхваляющие эту власть, но имеют подлинную ценность и не теряют своего значения в дальнейшем только те произведения, которые говорят правду об этой власти». И ещё: «Жизнь человека очень коротка, а мир - огромен, беспределен, разнообразен, противоречив, прекрасен, жесток, сложен. И познать человеку этот мир, разобраться в нём помогают писатели,
художники, артисты и веете, кто связан с творчеством в разнообразных областях искусства. И, если, в своих произведениях эти люди искажают жизнь, говорят о ней неправду, то, они обедняют человека умственно, духовно и эстетически. Настоящая живопись не может подделываться под моду, стиль..., так как она изображает саму правду жизни через реалистическое восприятие этой жизни художником».
XIII.
Эту снежинку Опустившуюся мне на ладонь, я хочу
Сделать вечной.
Превратив мою жизнь, мое тепло,
Мое прошлое и все, чем я живу сейчас,
В одно краткое мгновение: вот в это
Мгновение, не знающее границ.
Ив Бонфуа
Наступает новый период в творческой жизни художника. Он все чаще задумывается над проблемой конкуренции живописи и технических средств отображения жизни: кино, телевидении, фотографии, о перспективах развития школы современного реалистического изобразительного искусства. «В конце XX века, в связи с колоссальным техническим скачком в области изобразительных средств, таких, как цветное кино, цветная фотография, цветное телевидение, живопись теряет к себе интерес. Она умирает ещё и потому, что техническая сторона её явно в упадке... Должно обязательно появиться искусство технической виртуозности... На совершенство технической виртуозности будет затрачиваться большой изобретательский труд, может, и вся жизнь», — писал он в своем дневнике.
«В наше время, — читаем мы дальше, — искусству живописи тяжело как никогда. Многие художники занимаются только тем, что разваливают реалистическое искусство своими видениями, течениями. И как трудно сейчас не утратить умение и мастерство старых мастеров, а ещё труднее сделать хотя бы маленький, настоящий шаг вперёд в усовершенствовании техники реалистического мастерства». И ещё: «Во имя сохранения реализма в живописи и графике сейчас необходимо противопоставление их фотографии, но не только в документальной точности передачи натуры, а в лёгкости, виртуозности исполнения одновременно с нужной обобщенностью и деталировкой. Мир прекрасен как в общем, так и в деталях. Сейчас художник будет интересен, если будет казаться, что он с лёгкостью может сделать то, что для фотографии представляется невозможным. Эта техника не лёгкая, вся строится на приёмах и фактурах, знании законов света, цвета — оптического смешения тонов. В жизни все меняется, и в искусстве изменение должно происходить только в целях совершенства высшего мастерства, а не в сторону упадка профессионализма, отсутствия мастерства».
С 1966 года Ю.В. Волков начинает колоссальную работу по исследованию новых возможностей техники реалистического изобразительного искусства. Работая на износ, он уставал так, что не было сил дойти до кровати. В течение 25 лет он провёл многочисленные эксперименты по усовершенствованию техники масляной живописи, акварели, туши, угля, темперы, пастели, не получая за это ни копейки.34 Результаты работы сохранились в десятках папок. Каждый раз, заканчивая изучение какой-либо техники, художник выполнял итоговую работу, в которой полностью раскрывал возможности изученной техники. Иногда он выполнял несколько итоговых работ. Так рождались серии: «Море», «Снег», «Ночь», «Травы»...
Все итоговые работы маленького размера. Большая часть из них — пейзажи. Но природа изображена в них по-новому. Если раньше художник писал развернутый пейзаж «Чайки над морем», «Степь», — то теперь его интересует какой-то фрагмент жизни природы, какое-то особое поэтическое состояние, очень сложное со стороны технического исполнения. В новой технике написаны: море — на его бегущих волнах блеском драгоценностей Востока сияют блики яркого полуденного солнца; снежинки — они летят, подобно лебяжьему пуху, подхваченному ветром; ночное небо — все в звёздах без конца и края; жара — огненным маревом, лежащая над степью...
Эти маленькие пейзажи относятся к высшим достижениям современной пленэрной живописи. В них успешно соединились законы передачи света, цвета, воздушной среды, совершенная форма и виртуозная техника исполнения.
Интересны находки Юрия Волкова в матовой живописи. Им изобретен состав, которым можно покрывать хорошо высушенное полотно, написанное маслом и имеющее блестящую поверхность. Блеск красок искажает форму, и мешает зрителю правильно воспринимать произведение. После покрытия его составом Волкова, картина сохраняет цветовую насыщенность, а блеск красок исчезает.
Много сделано Юрием Васильевичем в изучении новых возможностей графической техники туши и угля. Его рисунки тушью отличаются отточенной выразительностью формы, совершенством и разнообразием техники исполнения.
Рисуя тушью, художник мог в одной работе одновременно использовать разные инструменты: стальные и птичьи перья, кисть, палочку, фетр или растр, скребок, стальное перо, кисть. Это позволяло получить и сопоставить богатство фактур, делало работу выразительной, сложной, живой.
Уголь — любимый материал художников. Он позволяет лепить большую форму, работать в стиле наброска. Но лишь единицы пробовали использовать его в небольшом размере, тем более в миниатюре, когда нужно живо и естественно передать сотни деталей, разные фактуры, и одновременно динамику жизни природы. В серии работ «Море», выполненной углем, Ю.В. Волков достигает высокого мастерства. Используя фактуру бумаги, резинки, растушевки, разную мягкость угля, он рисует по памяти пейзажи, сложные, как сама морская стихия. Они легко выполнены, в них сочетаются экспромт и продуманная общая форма. Своими исследованиями в области новой техники реалистического станкового искусства Ю.В. Волков доказал, что школа реалистического искусства жива; она требует от современного художника разработки новых технических приёмов, которые значительно расширят художественно- изобразительные возможности этого направления и помогут достичь виртуозного мастерства в живописи и графике. В дневнике Юрий Васильевич Волков писал, что выполнить эту миссию может лишь художник, самозабвенно любящий искусство и жизнь. Но главным он считал соединение высокого мастерства и возможностей реалистического искусства с идеей любви, противостоящей злу в обществе, с идеей духовного преображения и обожения человека. Только тогда, писал он, реалистическая школа изобразительного искусства не умрет, а поднимется на новую ступень развития.
***
Помимо исследований техники изобразительного искусства Юрий Васильевич экспериментирует с керамикой, изучает новые возможности применения цемента в архитектуре.
В керамике для передачи сложной формы художник использует каркас, который в современной технике керамики тогда почти не применялся. Он добивается красивого цветового решения: его образцы керамики по тонким сочетаниям цвета напоминают природные камни. Выразительны его находки для использования цемента в декоративном оформлении фасадов зданий.
***
Как много дел было начато Юрием Васильевичем Волковым, как много проведено исследований в разных областях и видах искусства, как много сделано интересных наблюдений, неожиданных открытий, но чтобы довести все исследования до завершения, нужны были преданные ученики или вторая жизнь...
XIV.
В нас бушевали странные сады
Сплетенные из влаги света крыльев
И мир нам не в чем было упрекнуть когда вокруг нарциссом диким пахло
Когда жестокая недолговечность почек
Еще прозрачной дымкою была
Туманами рождающихся листьев
Прильнувшими доверчиво к тебе
Люк Беримон
Когда читаешь очерк о жизни и творчестве талантливого человека — Мастера, всегда чувствуешь некую недосказанность, прикровенность, всегда хочется коснуться тайны его личной жизни. Юрий Васильевич Волков хотел, но не успел написать серию картин о женщине, о любви. Он нарисовал эскизы. В них много грусти, поэзии, восхищения тонким духовным миром женщины. В дневнике он писал: «Я стараюсь, чтобы в искусстве всё было настоящее, не фальшивое, так же я хочу, чтобы было и в жизни, и в любви». «Природа щедра. Она наделила стольких женщин неотразимой красотой, что каждой из них хочется сказать, что она самая прекрасная в мире». «Если у тебя есть женщина, люби в ней не только тело, но и душу». Ю.В. Волков был очень красив внешне. Его красота, одухотворенная талантом, чистотой душевных помыслов и духовных исканий привлекала к себе многих женщин. Глубокий след в жизни художника оставили его две спутницы жизни. Это бесконечно любимая мама - Галина Николаевна. В последние годы жизни она тяжело болела, не вставала с постели, и сын бережно ухаживал за ней. Она умерла у него на руках. Вторая жена художника — Ирина Сергеевна Дубровина, рано ушедшая из жизни от тяжелой болезни. После её смерти ещё долго рассказывали35 один эпизод из их совместной жизни. Ирина Сергеевна была тогда уже очень больна, и ей требовалось постоянное наблюдение. У Юрия Васильевича, который в это время ухаживал за женой, случился инфаркт. Его положили в кардиологическое отделение местной городской больницы. Стояла поздняя холодная промозглая осень. Спустя всего несколько дней после начала лечения Юрий Васильевич стал умолять врача отпустить его домой, так как там осталась в одиночестве его больная беспомощная жена. Художника не отпустили. И тогда холодной глубокой ночью он ушёл из больницы домой... в одном белье. «Когда я постучался, и Ира открыла мне дверь, в её глазах были испуг и изумление», — вспоминал он.
Третья жена — Ольга Васильевна Волкова, с которой художник прожил последние 10 лет жизни, стала хранительницей его наследия. Он не умел лгать, приспосабливаться, искусство не стало для него средством обогащения, но стало языком выражения его мыслей, чувств, нравственно-философских исканий. В его дневнике можно прочитать запись: «В жизни надо делать то, что улучшит твою жизнь и жизнь других, но не в сторону материальных благ, а сделает жизнь духовно богаче, красивее и уменьшит то количество зла и жестокости, которых в нашем XX веке слишком много».
XV.
Солнце снимет свой шлем,
И слеза упадет меж его неподвижных ступней.
И больше никто не услышит, как посох слепого поэта
Касается каменных плит у опустевших дверей, —
Посох, который ощупывал путь, всех нас ведя за собою...
Жак Реда
Юрий Васильевич Волков, несомненно, является одним из самых ярких явлений в жизни реалистического искусства XX века. Произведения живописи и графики, созданные им, опередили своё время. Тема войны, основная в его творчестве, помогла художнику дать ответ на вопросы, много столетий тревожащие сознание человечества. Какое значение имеет смерть в человеческой жизни; равнозначны ли смерть праведника и смерть убийцы; что такое бессмертие, обретенное в смерти, и не является ли жизнь, лишенная любви и сочувствия к ближнему, истинной смертью. В своих картинах средствами живописи художник дает определение понятиям духовной и физической смерти; он отвечает на вопрос, что важнее в системе человеческих ценностей: раскаяние преступника или прощение его жертвой; он говорит о любви и воле Бога в жизни природы и человека. Обращаясь в своих полотнах к вечным проблемам человеческого бытия, Юрий Васильевич Волков достигает совершенства в их художественном решении. Мастер реалистического письма — он понятен человеку любой национальности и любого возраста. Его картины всегда будут волновать душу человека. В них живет правда, которая обращает зрителя к Богу, заставляет задуматься о смысле жизни, о высоком предназначении художника и его искусства. Размышления художника о современном реалистическом искусстве оставленные в его дневнике и отдельных записках, его исследования новых возможностей техники изобразительного искусства очень важны сегодня для развития школы реалистического направления.
XVI.
Или это пророчество синих дроздов -
Все дальше уводит взгляд,
За пределы какой-либо памяти,
Навстречу грядущему чуду.
Жан-Клод Ренар
Умер Юрий Васильевич Волков 25 января 1991 г. Прощаясь с жизнью, он плакал...
В память о художнике Евпаторийской детской художественной школе в 1999 году присвоено имя Юрия Васильевича Волкова36.
Из альбома «Юрий Волков. Художник-баталист»
Автор-составитель: Волкова О.В.
Литературный редактор: Вальченко Л.Ю.
2012 год.
1 Волков Сергей Васильевич (1919-1996 гг.). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. Хирург. Позже хирург-изобретатель.
2 Волков Василий Иванович 11893-? гг.). Сын священника, репрессированного в сталинское время.
Окончил 3 курса университета Св. Владимира в Киеве. Был служащим. Родители художника развелись, когда он был подростком.
3 Как глубоко верующего мудрого человека характеризует Г.Н. Волкову письмо к подруге Н.Е. Ка- тыль, написанное в 1944 г. «Что делать, когда нас оставляет здоровье, радость, привязанности, способность к труду, свежесть чувства, когда нам кажется, что солнце холодеет, а жизнь, как будто теряет свои прелести? Как быть, когда нет никакой надежды? Окаменеть?! Ответ один — исполнение христианского долга. Заглянешь в свою совесть и, если она спокойна, чувствуешь себя на своём месте и говоришь: «Будь, что будет». Не борьба за существование, а исполнение Закона Бога — есть сущность жизни. Если только стремиться к его исполнению, не чувствуешь смятение, а чувствуешь примирённость с жизнью при всех обстоятельствах. Исполнение этого Закона требует от нас усилий, и эти усилия вознаграждаются радостной жизнью. Это поняла моя душа в период тяжелейших испытаний и полного одиночества. И этим я хочу поделиться с Вами, дорогая Нина Евгеньевна. Будьте добры, не падайте духом и ищите в страданиях их значение для Вашего духовного роста». АСХ.
4 Письмо центрального дома художественного воспитания. 11.11.1937 г. ЕКМ. АСХ.
5 Письмо Волкова Ю.В. Волковой Г.Н. 1940 г. АСХ.
6 Письмо Волкова Ю.В. Волковой Г.Н. 27.04.1946 г. АСХ.
7 Письмо Кузьминой Л.П. Волковой Г.Н. 12.09.1944 г. АСХ. Автобиография художника. Личное дело. Стр. 4А. Военный билет НО № 0951224.
8 Газета была передана Волковым Ю.В. писателю Павленко П.А. После смерти писателя газета зате рялась. В настоящее время ведется поиск. Копии наградных листов от 04.01.1944г., от 21.12.1945г. АСХ.
9 Удостоверение НКО СССР политотдела 2-го гвардейского механизированного Николаевского корпуса. 05.02.1945 г. ЕКМ. Читая наградной лист от 21.12.1945 года, можно отметить, что в 1943 году художник получил первую премию за графический рисунок для фронтовой газеты. Позже, вероятно с февраля 1945 года, он стал художником клуба 2-й гвардейской механизированной Николаевско-Будапештской Краснознамённой ордена Суворова дивизии.
10 Письмо Волкова Ю.В. Волковой Г.Н. 04.12.1945 г. АСХ.
11 Письмо Волкова Ю.В.Волковой Г.Н. 11.04.1946г. АСХ.
12 Мастерскую художник так и не успел достроить. См. В. Бахревский. Мученик совершенства. Журнал «Брега Тавриды». 1994, № 3.
13 Письмо Волкова Ю.В.Волковой Г.Н. 07.05.1945 г. АСХ.
14Терентьев Л. Херсонесский тупик. - Газета «Трибуна». 2002, № 6.
15Павленко П.А. У картины Волкова. — Журнал «Крым». 1948, №2
16Бубенин С. Красная горка.— Евпатория, 2006.
17Из воспоминаний Волковой О. «Ю.В. Волков неоднократно рассказывал, как однажды, после боя, когда всё затихло, он пошёл выполнять зарисовки (см. примечание 9). Вскоре увидел лежащего на земле навзничь мертвого немецкого солдата, возле которого рассыпалась стопка разорванных журналов с немецкой и румынской документальной фотохроникой. Для художника это была бесценная находка. Он подобрал все журналы и привёз в Евпаторию. Этот документальный материал Волков использовал при создании картин «Херсонесский тупикХерсонесский тупик. 1951Холст, масло, 161 х 251Симферопольский художественный музей», «РасплатаРасплата. 1956—1957Холст, масло, 161 х 200Военно–исторический музей Черноморского флота», графической композиции «Красная горка»... В настоящее время страницы этих журналов хранятся в ЕКМ и АСХ.
18 Кузнецов А., Панюшкин Н. Повесть о молодых подпольщиках. -Симферополь: Крым, 1964.Стр. 296.
19 Там же. Стр. 64.
20 Козлов И. В городе русской славы. - Симферополь: Крым, 1950. Стр. 226.
21 Там же. Стр. 170.
22Там же. Стр 226.
23 Груббе В. По улицам Евпатории. - Симферополь: Таврия, 1987. Стр. 85-87.
24 Пейзажи: «Семья на берегу Черного моря»,»Радость жизни», «Отдых у моря», «У евпаторийского побережья».
25 Преображенская А. Новое слово о художнике Волкове. - Газета «Евпаторийская здравница», 26.06.1977.
26 Киселевский Б. Горько от этого слова. - Газета «Евпаторийская здравница», 29.07.1977.
27 Воспоминания Волковой О. Этот рассказ я неоднократно слышала от секретаря Крымской организации Союза художников СССР А.Г. Финкельштейн в 1978 году.
28 1. Личное дело художника листы, 6/2,6/3 «О выдвижении Волкова на присуждение почетного звания «Заслуженный деятель искусств УССР». Звание не было присуждено. 2. Решением общего собрания Крымской организации Союза художников СССР от 06.04.1988 г. Волков Ю.В. был выдвинут на присвоение почетного звания Заслуженный художник УССР. Звание не было присвоено.
29 Воспоминания Волковой О. Этотрассказслышалаотприхожан церкви Пророка Илии весной 1991 года.
30 Трудовое соглашение об оплате за работу в соборе Святителя Николая от 15.11.1966 г. ЕКМ.
31 Бахревский В. Мученик совершенства. - Журнал «Брега Тавриды», 1994, № 3.
32 Воспоминания Волковой О. Этот рассказ слышала от Волкова Ю.В. и Заслуженного художника АР Крым Куриленко Г.Н.
33 Апарников Л. Картина Волкова в Москве. Сохранилась газета. 1960 г. Название и дата газеты не сохранились. АСХ.
34 1. Запись в трудовой книжке от 10.1980 г. 2. Письмо Евпаторийского оргбюро в Крымскую организацию союза художников СССР. 05.08.1990 г. 3. Бахревский В. Мученик совершенства. - Журнал "Брега Тавриды», 1994. № 3.
35 Воспоминания Волковой О. Этот рассказ слышала от Волкова Ю.В., художницы Дерен Е.А.
36 Желая сохранить наследие художника для будущих поколений его жена Волкова О.В. безвоз мездно передала в краеведческий музей Евпатории 96 произведений мужа и реквизит времён Великой Отечественной войны. Позже она безвозмездно передала ещё 6 произведений в худо жественный музей Симферополя.