Репин Илья Ефимович [1844—1930]

  • Страница №7

И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко



Основная работа над «Крестным ходомРепин И. Е. Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея» еще предстояла. Летом 1879 года в Абрамцеве это была еще только мысль, не получившая художественного воплощения. До окончания картины должно было пройти четыре года.

Одной из примечательных работ Репина второго абрамцевского лета стал этюд «Прогулка с фонарями». В доме Мамонтовых были японские фонарики, и вот однажды, а точнее 1 сентября 1879 года, дети уговорили Елизавету Григорьевну, дождавшись темноты, совершить вокруг дома прогулку с зажженными фонарями. Репинский этюд стал решением сложной живописной проблемы — ночной пейзаж. Темнота поглощает цвет, и изобразить ночь можно только сложными тональными отношениями. Именно трудность задачи и привлекла И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,....

В октябре 1879 года художник поселяется в Москве на новой квартире в Большом Трубном переулке. Возобновились «четверги», «пятницы» и «воскресенья» в московском доме Мамонтовых. В канун нового, 1880 года ставили уже не только живые картины, но и спектакль по пьесе А. Н. Майкова «Два мира» — из истории раннего христианства. И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... в этом спектакле играл роль Циника, в качестве актеров участвовали также В.Д.Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., Е. Г. Мамонтова, В.Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... и другие.

Атмосфера подготовки спектакля, общие хлопоты о декорациях, костюмах сближали людей. Репетиции проходили под руководством Мамонтова, который не делал скидок художникам, выступавшим в новом для них амплуа актеров. Театральный дебют прошел удачно,   и   Савва   Иванович   загорелся   новыми   театральными постановками. Способность Мамонтова окрылять людей и подходить к делу с самыми строгими мерками сделали домашние спектакли серьезной коллективной работой.

Весной 1880 года И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... вместе со своим учеником Валентином Серовым Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... отправляется в экспедицию за материалами для «ЗапорожцевРепин И. Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей». Художники побывали в Киеве, посетили остров Хортицу, где были в свое время курени запорожцев. Репин и Серов объездили селения Токмаковку, Базовлук, Капуливку, Покровское, Александров. В этих старинных поселениях, связанных с историей запорожского казачества, Репин искал аромат минувшей истории, обращая внимание на малейшие детали, оставшиеся с тех времен. Он зарисовывает крест на могиле запорожца, вместе с Серовым проводит небольшие раскопки, отыскивая на заброшенном кладбище подковки с сапог и другие мелочи, В альбоме Репина появляются новые и новые рисунки. Это главным образом типы казаков. Среди потомков запорожцев И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... проницательным взглядом художника высматривал тех, кто сохранил облик и характер «лыцарей» Запорожской Сечи.
По возвращении в Москву Репин, словно забыв о запорожцах, с головой уходит в работу над этюдами к «Крестному ходуРепин И. Е. Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея». Опять рисует и пишет горбуна, которого встретил близ Хотькова, Тот был послушником Хотьковского монастыря и собирал с паломников в жестяную монастырскую кружку подаяние. Опираясь на клюку, горбун ходил по станции вдоль вагонов. В картине он изображен на первом плане. Им открывается «симфония» крестного хода. В этой картине И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... показывает образ пореформенной России. Икону несет толстая барыня с выражением тупого самодовольства, рядом с ней капитан-исправник с печатью казенного умиления на лице. И возле палкой замахивается на женщину, пытающуюся приблизиться к иконе, сотский с широкими вислыми усами и бляхой на груди. Наотмашь с силой замахнулся в толпу нагайкой конный урядник, палкой отодвигает в сторону горбуна бородатый мужик. Так и движется осененный хоругвями и палочными ударами крестный ход по пыльной дороге мимо косогора, когда-то поросшего лесом, от которого остались лишь пни на склоне.

В поисках типажей для картины художник ходил по Хотькову, Репихову, Талицам, ездил в Троице-Сергиеву лавру, высматривал подходящих ему людей среди стекавшихся сюда со всей центральной России. Ездил он в июне 1881 года на крестный ход в Коренную пустынь в Курской губернии. В 1880 году И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... пишет второй портрет С. И. Мамонтова. Теперь он работает не урывками по утрам, как в прошлом году, а не спеша. Савва Иванович изображен в белой домашней блузе, он полулежит на диване, подперев голову рукой, словно в непринужденной дружеской беседе.

В Абрамцеве И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... сделал и скульптурный портрет Мамонтова, не сохранившийся до наших дней. Репин периодически обращался к скульптуре. Известно несколько скульптурных портретов, выполненных художником. Все они отличаются хорошим чувством формы. Портрет Мамонтова был создан при несколько необычных обстоятельствах. И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... лепил Мамонтова, Мамонтов лепил Виктора Васнецова Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию..., а Васнецов — Репина.

Занятие скульптурой в Абрамцеве было общим увлечением. Сам Мамонтов был способным учеником М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских.... Позже, когда в Абрамцеве появилась специальная мастерская с печью для обжига, многие занялись керамикой. Любопытные воспоминания о скульптурных опытах Мамонтова оставил К. Коровин Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства".... Они настолько живо передают атмосферу Абрамцева, что хочется привести их полностью: «Савва Иванович увлекался керамикой. В Абрамцеве была мастерская, где он лепил вазы, украшая их скульптурой, разнообразнейшей фантастикой. Он и Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... как-то при мне лепили из глины какого-то горбатенького человека, и оба смеялись. — Нет, — говорил Серов, — шишига, он ни веселый, ни грустный. Он так себе — ходит, глядит, что-то знает и так живет в стороне как-то.
— Постой,   Антон,   ему   уши   нужно   вот   так. . .
И Мамонтов  глиной  вылепил  на  странной  лысой  голове уши летучей мыши.
— Ниже,  ниже, — говорил  Серов. — Вот  теперь  что-то есть... Постойте, — бородку козлиную.
- Этот управляющий...  ну, как его? говорил между тем Серов.
- Шмит, — помог ему Мамонтов.
- Да, Шмит. В Шмите шишига есть.
- А верно, он, шишига, верно. . . И оба, лепя шишигу, смеялись. Вошел Репин, посмотрев, сказал:
- А интересно. Но что это такое?
- Шишига, — ответил Мамонтов.
- Что? Шишига? —   удивился Репин.
— Знаешь, он такой, — продолжал Мамонтов, — небольшого роста, в шерсти, живет так у дома, в деревне у сарая, такой домовой, все знает, помалкивает, немного портит жизнь, мешает, прольет крынку молока,  вывалит  из  саней, — ну,  словом, — шишига.
Неужели? — сказал Репин серьезно. — Я этого никогда не слыхал. Но, кажется, это вздор.
А ты спроси у Льва Николаевича Толстого, — сказал Савва Иванович. — Он, наверно, видал шишигу.
- Какой вздор. . .
- Вздор. А ведь это наши русские лары, хранители быта и дома, поэзия русская.
- Нет, я в это не верю, никогда шишигу не видал, я думаю и ты, Антон, тоже.
- Я сам на шишигу смахиваю, — ответил В.Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок..... И улыбнулся приятно».

Так же с шутками, порой с дружескими подвохами готовились домашние спектакли.