Остроухов Илья Семенович [1858—1929]

  • Страница №4

Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна

«Охватившее всех настроение,— писал С. Глаголь,— было какой-то безотчетной тоской по родной природе. Было похоже на то, как будто все в течение долгих лет находились взаперти, где-то в неведомом замке. [... ] Но вот пришли из Барбизона французы и открыли настежь двери замка, выпустили узников на свободу. И только тогда обнаружилось, [... ] что кругом расстилался чудесный русский пейзаж с далекими полями, овражками, весенними ручьями, перелесками, березками и осинками» 14.

С одной стороны, художники 1880-х годов шли прежде всего от достижения русского пейзажа, от Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан....а и Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...а, с другой — поиски новых средств выражения в пейзаже, интерес к передаче света, воздуха, разработка сложных колористических задач связаны были с внимательным изучением живописи барбизонской школы, Коро, и импрессионистов. Под влиянием импрессионистов у русских пейзажистов выработался новый взгляд на этюд как на самостоятельное произведение искусства. Этюд в их понимании — это не подготовительный набросок для будущей картины, а непосредственная передача постоянно меняющейся жизни природы, увиденная в упор, в поле, в лесу, на реке. Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре.

Ранние пейзажи Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а отличались простотой избранного им мотива, цветовой гармонией, свежестью пленэрной живописи и продуманностью композиции, чем сразу же вызвали интерес в художественной среде Москвы. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.

1887 год был особо знаменателен для Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а. Его пейзаж «Золотая осеньОстроухов И. С. Золотая осеньЗолотая осень. 1886—1887Холст, масло, 48,2 x 66Государственная Третьяковская галерея» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. П. М. Третьяков собирал свою коллекцию как сокровищницу националь-. ного русского искусства, поэтому для каждого художника, включая и самых знаменитых, приобретение картины Третьяковым означало большую честь. Для молодого живописца это было вдвойне важно — Третьяков и вместе с ним все ценители русского искусства признали в Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....е подлинный талант и самобытность.

Пейзаж «Золотая осеньОстроухов И. С. Золотая осеньЗолотая осень. 1886—1887Холст, масло, 48,2 x 66Государственная Третьяковская галерея» Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... задумал еще в 1885 году в Абрамцеве. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. В более ранних этюдах Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... предпочитал серенькие осенние либо весенние дни что давало ему возможность строить колорит в этюдах на тончайших отношениях теплых коричневатых и холодных Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....атых тонов. Осенний лес буквально захватил художника необычайно яркой насыщенной гаммой желтеющей листвы, он решает этюд плоскостно-декоративно, разворачивая основное изображение на переднем плане. В этом этюде темные вертикали стволов еще более подчеркивают переливающуюся всеми оттенками охры массу листьев, сверкающих на ветках, покрывающих ковром траву.

Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. От этюда Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... сохранил в картине центральную часть — два клена с пышной кроной опадающих, четко прорисованных резных листьев. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на соне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. Непосредственный свежий этюд с натуры превратился у Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а в законченное, строго классически построенное произведение, представляющее собой образное осмысление осеннего пейзажа. Таким образом, в творчестве Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а наметились две основные линии развития — поиски создания обобщенного образа русской природы, с одной стороны, и дальнейшего развития колористического этюда-пейзажа настроения — с другой.

1880-е годы — времл наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране, изучением творчества старых мастеров. Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 году. О том, что Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... относился к поездке очень серьезно, свидетельствовала и необычайно тщательная подготовка к ней, и выбор попутчиков — близких друзей, художников В. А. Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....а и братьев М. А. и Ю. А. Мамонтовых (сыновей А. И. Мамонтова).

«Мы стали читать книги по истории Италии и по ее искусству,— вспоминал Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....,— а я заносил в особую тетрадь разные заметки и выдержки из читаемого: [...] в городах, где мы наметили останавливаться, я отмечал то, на что надо обратить особое внимание, на какие мозаики и статуи, кто автор того или иного памятника, время создания его и пр. и пр. Наша тетрадь в черном клеенчатом переплете скоро и плотно исписана была заметками на разных языках, по-русски, немецки, французски, по-итальянски, смотря по тому, из какой книги брался материал» 15.

Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... как самый деловой и аккуратный из четверых был избран старшим — на нем лежала вся материальная часть поездки. Естественно, художники взяли с собой кисти, краски, холсты — они собирались не только смотреть, изучать, но и работать. Для живописца каждый город Италии — богатое собрание сокровищ искусства, но друзья более всего стремились в Венецию. Шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто, несравненная красота города, его дворцы, соборы, каналы — все это заставляло художников буквально забывать о сне. Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... с Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....ым с раннего утра до позднего вечера ходили по городу, любовались, наслаждались.

Их письма из Венеции, даже у обычно сдержанного Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....а, полны восхищения и восторгов. Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... в письме Е. Г. Мамонтовой писал: «Теперь мы можем хвастаться, что Венецию знаем сколько-нибудь порядочно, потому что довелось посмотреть ее исподволь и всласть, смотреть сколько хотелось и как хотелось; впрочем, нет; хотелось бы смотреть, смотреть бесцельно, только ради данной минуты еще много и много дней, месяцев, вернуться через год и смотреть еще и еще, обманывать себя, переносясь мысленно к эпохе Фальера и Тициана [...'] Положительно нельзя писать — так полна впечатлениями голова и так много хотелось бы сказать. Впечатления этих семи дней улягутся разве только в томы и в томы, а не на листы почтовой бумаги» 16.

Словом, Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... с друзьями настолько подробно изучил Венецию, что, как он говорил, «можем теперь записаться в гиды любого отеля города» 17. Однако художники не только восхищались и изучали — и Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок...., и Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.

Несомненно, постоянное общение и совместная работа с В. А. Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....ым не могли не оказать воздействия на Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а, но это воздействие носило скорее характер единства ощущений, общности творческих замыслов, чем подражания и подчинения более опытному и сильному. Еще перед поездкой в Италию Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... и Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... некоторое время снимали в Москве одну мастерскую. Именно в 1880-е годы Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... часто обращался к этюду, писал на пленэре, разрабатывал проблемы передачи света и воздуха в пейзаже. В Венеции он написал два сложнейших по колористической задаче этюда в необычной для изображения солнечного, яркого города сдержанной коричневато-голубоватой гамме. В «Соборе святого Марка» и в «Набережной Скьявони» Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... стремился точно охватить и передать свои ощущения, полученные в результате созерцания прекрасной Венеции в ее вечной изменчивости и живости.

Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... вслед за Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....ым выбрал для этюда площадь и собор святого Марка и написал его в близком к Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....у колорите. Почти монохромная, но богато разработанная в оттенках теплых коричневатых и холодных серых тонов цветовая гамма этюда Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а превосходно передает влажный, пронизанный светом воздух Венеции. Легкий ритм полукружий арок собора, подчеркивание вертикалей стены справа, флагштоков в центре удивительно точно передают изящество, изысканность, особую музыкальность, свойственные архитектуре Венеции. Фигуры людей, заполняющих площадь перед собором, придают пейзажу динамичность, подчеркивают непосредственность этюда с натуры. Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... пишет этюд свободно, уверенно, красота Венеции как бы заставила ,художника отрешиться от некоторой вялости, излишне тщательной детализации и суховатости рисунка, свойственных его более ранним работам.

Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а, и для Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....а. Возвратившись в Россию, Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — портрет В. С. Мамонтовой — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... подошел к работе над наиболее значительными пейзажами, занявшими достойное место в русской живописи XIX века.

В 1888 году Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... выставил в Москве пейзаж «Первая зеленьОстроухов И. С. Первая зеленьПервая зелень. 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея». Видимо, этой картине предшествовал натурный этюд, написанный в приобретенной Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....ым после поездки в Венецию новой, более свободной, широкой живописной манере. Пребывание в Италии, совместная работа с Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....ым заставили художника углубиться в решение проблемы колорита и его роли в композиции картины.

Задачи цветового решения были первоочередными для всех живописцев этого периода. Коровин, Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок...., Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., Суриков, Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... видели в колорите один из важнейших компонентов создания живописного произведения. У художников-передвижников 1870-х годов, особенно у пейзажистов, отношение к цвету было несколько оным. Они видели цвет лишь как локальную окраску предмета, позволяющую яснее выявить объем, форму, химию. В прославленном пейзаже «Грачи прилетели» Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... цветом подчеркивает объемность деталей композиции, прибегая к традиционной светотеневой системе,— а тенях тона более темные, в светах —разбеленные, переход к пленэрной живописи повлек за собой и переход от светотеневой окраски предметов к валерной живописи. Цветовая пестрота уступила место тончайшим отношениям серебристо-серых, зеленоватых коричневатых оттенков. Отсюда и появились в работах художников 1880-х годов мотивы дождливых, серых дней, туманы, облака, неяркое северное лето.

Врожденное чувство цвета, усиленное и развитое работой на пленэре, помогало Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....у добиваться гармонии и цельности видения как в натурных этюдах, так и в созданных на основании этюдов картинах. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней веснойОстроухов И. С. Ранней веснойРанней весной. 1887Холст, масло, 35,5 x 45Государственная Третьяковская галерея» тем не менее не является подготовительной работой к картине. «Ранней веснойОстроухов И. С. Ранней веснойРанней весной. 1887Холст, масло, 35,5 x 45Государственная Третьяковская галерея» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.