«Интерьеры». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
«В живописи С.Жуковского, — отмечалось в газете «Новое время», — удивительно много свободного колоритного письма, много световых эффектов, разрешаемых легко, просто и сочно. Вот его великолепный «Радостный май», вот «Увядающий цветник», вот «Поэзия старого дворянского дома». Сколько тут чего-то задушевного, сколько удивительной прелести тончайших по колориту красочных гамм. Этому обаянию поддаются все и ни одной почти своей картины С.Жуковский не получает с выставки обратно». Один из многочисленных отзывов в печати так характеризует серию его парадных гостиных: «Блистает красками и настроением (немножно чересчур, пожалуй, блистает, иногда похоже на лак) Жуковский в своих старинных статных комнатах красного дерева и карельской березы (по которым теперь все так сходят с ума). Однако воздух, «его» воздух — этот волшебный, свежий, упоительный воздух русской жизни русского поместья — по-старому струится и переливается во всех работах».
Неизменным успехом пользовались интерьеры Жуковского, изображающие парадные гостиные в предвечерние часы. К ним относится «Гостиная» из Государственного Центрального театр ального музея имени А.А. Бахрушина (Москва). Обширный зал в загородном доме. Гардины и легкие занавески под ними подняты, и за коваными решетками балкона открывается сплошная стена зелени. С правой стороны видны косяки двух окон. Проникающие в зал солнечные лучи, оставляя на полу яркие палевые дорожки, пронизывают прозрачный голубой сумрак, царящий в этой гостиной, бросают отсветы на портреты, ручки кресел, подзеркальник, заставляя ярко гореть красное дерево мебели. Букет роз, стоящий в хрустальной вазе на круглом столике, поддерживаемом ножками-гермами, ковер, расшитый розами и зелеными ветками, и другие детали интерьера дополняют связь со всем парковым окружением этого опустевшего и в то же время бережно охраняемого особняка. В полированной крышке столика отражаются зелень парка и коричневые стены, а на натертом паркете мерцают блики и рефлексы от листвы, облаков и голубого неба. Узоры, выполненные рукой мебельщика и ковродела, как бы объединяются с мозаикой солнечных пятен, разбросанных в интерьере. Здесь все напоено воздухом, наполнено отблесками уходящего дня. Художник воспел красоту искусства, словно возрожденного в ореоле наступившей весны.
В предвечерних интерьерах Жуковского наблюдается стремление выделить типические детали (например, букеты роз) более ярким освещением. Взгляд зрителя прежде всего привлекают эти предметы, и только при дальнейшем вгля-дывании в картину перед ним всплывают и другие подробности.
Художник учит зрителя видеть не только на свету, но и в тени, не только то яркое, что бросается в глаза в первую очередь, но и то, что обнаруживается при более длительном рассматривании, что всплывает в тающей дымке сумрака. Умение заставить зрителя видеть в тени, идущее еще от традиций рембрандтовского освещения, было творчески освоено многими русскими художниками, в том числе и Жуковским.
Примером подобного сумеречного интерьера является «Зеленая комната» (собрание Н.С. Земблиновой, Москва), которую можно датировать 1914 годом. Изображен уголок гостиной в Островках. Одно окно почти сплошь закрыто
темной зеленью деревьев, другое показано в сильном ракурсе, но акцентировано потоком солнечного света, бросающего блики на мебель красного дерева. Свет то гаснет, то вновь вспыхивает на зеленой обивке стен, образуя звучный аккорд на букете цветов, стоящих в вазе на столике, тогда как развешенные на стенах портреты — эти образы минувшей эпохи — погружены в полумрак.
Первоначально внимание зрителя привлекает ярко освещенный букет цветов, и все остальное словно отходит на второй план. Но постепенно взгляд переходит от освещенных к затененным предметам, различает все новые подробности, зритель словно стремится проникнуть в тайну изображений потемневших старых картин.
Нежная зеленая обивка стен, полированные поверхности мебели красного дерева, золоченые рамы портретов, парадные одежды изображенных на них вельмож — все это великолепие искусства прошлого захватывает зрителя. Это ощущение усиливается тем, что справа в узкой полосе дверного проема видна часть другой парадной гостиной, где на голубоватом фоне стен мерцает золоченый овал спинки кресла в стиле рококо и резная золоченая рама старинной картины.
Прошлое воспринимается из современной художнику действительности, реальным образом которой является окружающая природа. Зеленая стена парка за окном, букет роз с двумя опавшими лепестками на столике, солнечный свет, вырывающий части предметов из сумрачного интерьера, — все это как бы приобщает прошлое к настоящему.
Интересной особенностью работ Жуковского рассматриваемого жанра является включение в интерьеры разных гостиных в качестве их якобы постоянных атрибутов одних и тех же нескольких портретов. Речь идет о портрете адмирала в рост, погрудном портрете молодой дамы с высокой прической и поясном портрете пожилой женщины в белом капоре. Перечисленные портреты по своим стилистическим признакам могут быть отнесены к концу XVIII — началу XIX века. В разных интерьерах художник развешивает их каждый раз по-новому. Так, в картине «В старом доме» портреты адмирала и молодой дамы висят в простенках по сторонам окна. В картине «Поэзия старого дворянского дома» те же портреты оказываются в разных комнатах, в картине «Весенние лучи» (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина) они расположены на разных стенах симметрично относительно угла гостиной. Эти наблюдения позволяют сделать вывод, что Жуковский, работая в разных усадьбах, возил с собой несколько портретов и пейзажей, которые он и развешивал на стенах по своему вкусу, создавая иллюзию подлинного убранства эпохи начала XIX столетия. Подтверждением этому является упомянутый портрет адмирала, хранившийся у родственника Жуковского Ю.Ю. Савицкого (ныне собрание В.А. Григорьевой, Москва).
Но как мог художник, будучи сам гостем в поместье, так свободно распоряжаться внутренним убранством парадных гостиных? Дело в том, что он снимал старинные дома в усадьбах в качестве состоятельного дачника использовался ими как временный хозяин в период сезона.
В свои интерьеры Жуковский вводил букеты цветов в качестве своего рода связующих звеньев между жилищем и природой. Натюрморт становился типической деталью произведения. Об этом свидетельствуют ящики с примулами, подснежниками и фиалками, поставленные на подоконниках и столиках, букеты роз на подзеркальниках. В отдельных картинах художник как бы приближается к натюрмортному жанру.
В картине «Настурции» (1915, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск), показанной на XIII выставке Союза, передан уголок интерьера с туалетным шкафчиком и зеркалом, в котором отражаются цветы, стоящие в вазах около свечей и флаконов духов. Освещенная стенка шкафчика красного дерева, инкрустированного бронзой, находится рядом с ярко-зеленой стеной, отчего возникает звучный контраст теплых и холодных тонов.