«Интерьеры». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
Самым броским пятном являются желто-оранжевые настурции, расположенные на пересечении двух мысленно проведенных в картине диагоналей. Здесь композиционный и колористический центры совпадают. Художник достигает уравновешенности сторон своеобразным приемом: портрет и букет колокольчиков повторены в зеркале. Относительно самих предметов и их отражений осью симметрии становится золотистый ободок рамы зеркала. Настурции оказываются в самом центре как раз на этой оси симметрии. В отличие от колокольчиков настурции в зеркале не отражаются; они в картине изображены один раз. Эта работа мастера получила положительные отзывы: «Кроме пейзажей, значительно уступающих прежним, Жуковский дал необыкновенно яркий угол старинного туалета. На фоне плоской, небрежно намалеванной зеленой стены красное дерево горит до ослепительности. Хотя в стоящей на нем вазе преобладают лиловые колокольчики, но называется этот тгёпейг «Настурции» . «Прекрасна сине-фиолетовая гамма «Остатков художественной старины». Еще интереснее гармония красного, зеленого, желтого и голубого в «Настурциях». Все это написано Жуковским старательно и со знанием дела».
Наряду с интерьерами парадных гостиных и праздничными натюрмортами у Жуковского встречаются изображения интимных уголков комнат, также обставленных старинной мебелью. За окном открывается тот или иной, в зависимости от времени года, пейзаж. Если парадные залы в картинах Жуковского кажутся покинутыми людьми, то такие уголки выглядят обжитыми, хранящими частицу человеческого тепла.
Один из подобных интерьеров «Гостиная с роялем» находится в Псковском историко-художественном музее. Изображена часть комнаты около зимнего окна. В этой теплой уютной гостиной стоит комнатный рояль с открытой клавиатурой и будто только что отставленным кем-то креслом. Обжитому интерьеру противопоставлен пустынный парк, с деревьями на фоне снежных далей и облачного неба. Голые ветви деревьев своими ажурами, как сеткой, закрывают просвет окна, расходясь веерообразно, они образуют музыкальный ритм, рождающий мотив сказочного зимнего сна. Ярко-зеленые листья герани резко контрастируют с зимним пейзажем, переданным в бледно-фиолетовых и белых тонах, тогда как интенсивному красно-коричневому цвету рояля колористически соответствуют бледно-коричневые тона деревьев. Противопоставляя интерьер и пейзаж, художник вместе с тем с исключительным тактом и мастерством дает почувствовать гармонию сосуществования человеческого жилища и природного окружения. Благодаря этому они выступают в едином эмоционально,-музыкальном строе, охвачены ритмом одной мелодии, которая, кажется, еще слышна в воздухе у только что покинутого рояля. Эти звуки навевают мечты о счастье, способном нарушить однообразие действительности. Подобно тому, как розовые цветы на рояле делают комнату празднично-веселой, так яркая личная жизнь преображает даже бесконечные серые дни, вносит в них радость, распространяет на них отблеск гармонически стройного мира возвышенных чувств.
У Жуковского встречается ряд интерьеров, в которых передано взаимодействие вечернего естественного и искусственного освещения. Это уголки гостиных с лампадами и окном, за которым виден вечерний пейзаж (собрания Г.В. Штокман, Ю.Ф. Шибанова, Москва). Взаимодействие двух источников света оживляет интерьер, придавая ему большую интимность. Создаются условия неравномерного освещения гостиной. Детали то всплывают во всех подробностях, то гаснут и тают в разлитом здесь прозрачном сумраке. Четко выделяется кресло с вышитой бисером подушкой, но куст комнатной розы потерял четкость очертаний, он передан расплывчатыми темно-зелеными и светло-зелеными пятнами. Все это усиливает ощущение воздушной среды.
Критика того времени отмечала в интерьерах Жуковского названные линии: одну, связанную с воссозданием парадных залов в усадьбах, другую — с изображением камерных уголков в загородных домах. «Почти все выставленные картины построены на его обычном, любимом эффекте interier'а в деревне — чинная важная гостиная, александровская или тургеневская, со старинной величавой обстановкой, или уголок уютной, но столь же «чинной» спальни ... а в окна так и врываются волны света и аромата буйной, яркой и свежей зелени и цветов».
Различая эти два направления и интерьерной живописи Жуковского, в то же время следует учитывать их внутреннюю взаимосвязь. И парадные залы и камерные уголки написаны в старых домах начала XIX столетия.
В интерьере, названном «За столом» (собрание А.М. Аронова, Ленинград), линии эти как бы слились в одном художественном образе. Представлена парадная гостиная в стиле александровского ампира, в которой на фоне ультрамариновых стен ярко вспыхивают позолотой прямоугольные рамы портретов. В зале размещена мебель красного дерева. Однако перед нами жилой интерьер. За столом сидит молодая женщина в пестрой шали. На столе, покрытом фиолетовой скатертью, расставлены фарфоровые чашечки, вазы с фруктами, букеты фиалок. Натюрморт, отвечая парадному назначению гостиной, вместе с тем рядом с человеческой фигурой вызывает ощущение уюта, указывает на утилитарное назначение всего объединенного здесь.
Самым звучным пятном картины является зеленая шаль с вышитыми на ней красными цветами, освещенная солнцем. Это пятно контрастирует с фиолетовыми и ультрамариновыми тонами антуража. Образ человека акцентирован не только цветом, но и освещением.
Изображенный зал имеет прямое отношение к биографии самого Жуковского. Показана гостиная в его квартире в Москве на Пречистенском бульваре. Сидящая за столом девушка — племянница художника, Ирена. Зритель воочию убеждается, что Жуковский увлекался коллекционированием старинной мебели. В одном их архивов удалось найти опись всей обстановки его квартиры (43).
Об этой органической связи творчества Жуковского с его биографией говорилось в одном отзыве о выставке Союза: «Не оторвешься от ярких «горящих» картин С.Жуковского. Помимо красок и рисунка, которыми он жонглирует легко, как фокусник, успех его, несомненно, объясняется еще и тем, что он «попал» в модную полосу увлечения стариной: дворянскими усадьбами, красного дерева мебелью, миниатюрными вышитыми коврами, и что он сам искренне увлекается тем же, а не только «подлаживается» под вкусы публики».
Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Имение было расположено в живописной местности, примыкающей к Брянским лесам. В Брасове в начале XIX века графом Апраксиным был выстроен дворец из дуба. Дворец стоял на холме, на склоне которого, ближе к реке Неруссе, был устроен круглый бассейн. Дворец сгорел в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, сохранились только два деревянных флигеля, обрамления круглого бассейна и старые липы, прежде окружавшие дворец. В прежние времена близ реки Неруссы, извивающейся сотнями излучин, была сосредоточена масса болотистых лугов, представляющих любимое место охоты. Брасово было оживленным местом, куда следовали вереницы карет, приезжали столичные аристократы и знатные представители местных орловских кругов. Здесь устраивались пикники и охоты.