Левитан Исаак Ильич [1860—1900]

  • Страница №6
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7

Исаак Ильич Левитан. 1954. Автор: М. Алпатов

Построение «МартаЛевитан И. И. МартМарт. 1895Холст, масло., 60 x 75Государственная Третьяковская галерея» отличается исключительной простотой и ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь   картины   досками,   а   также   широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают зрителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... «Март» отличается более  замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывав свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома у края дороги, на опушке леса.

Выполняя свою картину «Весна. Большая водаЛевитан И. И. Весна. Большая водаВесна. Большая вода. 1897Холст, масло, 64,2 x 57Государственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галлерея, 1896), Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... мог вспоминать своего учителя Саврасова Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., который за двадцать лет до него произвел своими «ГрачамиСаврасов А. К. Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея» впечатление настоящей весны в русском пейзаже. Такие же тонкие березки, выстроенные в ряд, изогнутые и голые; за ними оттаявшая речка и  скромные деревянные строения. Только у Саврасова – хмурое, низко нависшее весеннее, небо, у Левитана - прозрачная весенняя синева и золотистые лучи на песчаном берегу. Но главное различие не в мотивах. Самый характер живописного языка решительно изменился: Саврасов рассказывает, описывает, в его пейзаже нечто совершается, происходит, и самая суета и гам прилетевших грачей сообщают ему несколько бытовой характер, свойственный всей живописи передвижников. У Левитана всё запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, все внешнее случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее, вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая душа художника.

Главной темой «Большой водыЛевитан И. И. Весна. Большая водаВесна. Большая вода. 1897Холст, масло, 64,2 x 57Государственная Третьяковская галерея» Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... служит трогательно-прозраичная, целомудренная чистота весны и особенно застенчиво-робких, еще не одетых, голых березок. Картина наполнена воздухом; в сущности, и сама большая вода выглядит, как опрокинутое небо, и это преобладание неба отдаленно напоминает «Над вечным покоем». Но там преобладание неба и воды делало картину необитаемой, природу -  равнодушной, почти безжалостной к человеку. Здесь и прозрачное небо и хрустально чистый воздух сообщают природе высшую степень одухотворенности и трепетной чуткости.  Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, березы, которые искони воспевались  в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение их отголосок,  мелодическое  эхо;   они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с  голубизною неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной  свирели; из этого хора вырываются отдельные сильные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий розовый ствол  сосны и густая зелень ели. Человека здесь вовсе не видно, но, как в «МартеЛевитан И. И. МартМарт. 1895Холст, масло., 60 x 75Государственная Третьяковская галерея» пустые сани,  так  и здесь   забытая лодка и далекие резкие избы служат о нем напоминанием. В отличие от картины «Над вечным покоемЛевитан И. И. Над вечным покоемНад вечным покоем. 1894Холст, масло., 150 x 206Государственная Третьяковская галерея», в которой природа выглядит как величавое, но чуждое человеку зрелищё, в «Большой воде» плавно изогнутый берег ведет наш глаз в глубь картины, связывает лодку с манящим простором дали и делает природу более соразмерной человеку. Сравнивая законченную картину  с  первоначальными этюдами, видно, что Левитан   искал   выразительности   контура изогнутого берега, стремился избежать   его среза рамой и пытался связать его край с линией гнутой березки.  Работая над картиной, Левитан не менял ее содержания, не обогащал ее частностями;   он совершенствовал  цветовое созвучие и певучий линейный ритм, и они-то и делают это его произведение самым лирическим среди всех его пейзажей.

Незадолго перед смертью Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... пишет большую картину «ОзероЛевитан И. И. Озеро. РусьОзеро. Русь. 1899—1900Холст, масло, 149 x 208Государственный Русский музей», в которой его живописное мастерство выглядит исключительно зрелым и окрепшим (Русский музей, 1899). Здесь затронута тема, над которой он трудился, создавая  «Над вечным покоемЛевитан И. И. Над вечным покоемНад вечным покоем. 1894Холст, масло., 150 x 206Государственная Третьяковская галерея»: широкая, могучая водная гладь заполняет первый план, над ним поднимается высокое синее полузакрытое облаками небо, вдали тянется узкая до полоска берега со старинными белыми церковками. Но в картине   «Над   вечным   покоем»   самая грандиозность природы способна вызвать в человеке тревожное чувство своей слабости. Наоборот, «Озеро», выглядит как настоящая песнь радостной, торжествующей, праздничной природы. Яркое полдневное солнце озаряет и берег и озеро, и плавно плывущие, пышно   округлые облака, похожие на воздушные шары, поднимающиеся к  небу.  Облака бесшумно скользят по лазури, и вслед за ними по воде плывут их отражения, тут же рядом движутся их тени; ветер, налетая, колышит  тростник и наводит на поверхность озера рябь, — это редкое у Левитана богатство движения придает картине особенно жизнерадостную  полноту.  Если   «Весна. Большую водуЛевитан И. И. Весна. Большая водаВесна. Большая вода. 1897Холст, масло, 64,2 x 57Государственная Третьяковская галерея» можно сравнить с мелодией нежной свирели, то в «Озере» словно слышится перезвон колоколов. Недаром яркий блеск облаков играет золотыми отсветами и в отражениях на воде, и в белых церквах, и в желтых полях, и в деревьях, и сами поля, отражаясь в воде, сливаются с тусклым  отблеском затененных облаков, и в соответствии, с этими отсветами белого и золотого голубое небо многообразно отражается в воде, наливается  синевой и оттенками густых лиловых красок. Природа в этом пейзаже не притихшая, но  ликующая, звенящая множеством отголосков и отсветов. Левитану не потребовалось намечать вехи движения в глубь картины, все озеро раскрывается своим широким простором, природа приемлет в свое лоно человека. Срезав верхним краем обрамления темное облако, художник сделал более наглядным впечатление круглящегося над головой небосвода, словно эти облака, проплывая по небу, стоят и над нами, окружают нас со всех сторон и делают участниками торжества природы. Вся природа выглядит здесь не как предмет созерцания, красота ее видится не откуда-то издалека; зритель чувствует себя находящимся не над нею, как в картине «Над вечным покоем», но как бы ввергнутым в самый водоворот ее неугомонно-радостной, изменчивой и деятельной жизни.