Исаак Ильич Левитан. 1954. Автор: М. Алпатов
И в этой картине ОзероОзеро. Русь. 1899—1900Холст, масло, 149 x 208Государственный Русский музей». Преимущество Левитана перед многими его приемниками было с том, что он не впадает в стилизаторство, не уходит в сказочный мир или древнерусскую старину. В картине его мы видим в целокупности и прошлое Руси, и ее настоящее, и природу, и человека; здесь слились воедино и личные переживания художника и сама праздничная красота мира.
стремился сообщить своим образам глубокий философский смысл. Сохранилось свидетельство, что сам он хотел назвать ее «Русь». И действительно, безо всяких надуманных аллегорий, не выходя за пределы жизненного, ему удалось дать как бы собирательный образ своей родины. Многие художники после Левитана – и , и , и , и представители «Мира искусства», - рисуя старинные русские города, картины русской природы и русского прошлого, выполняли их в той блещущей, яркой, цветной гамме, в какой написано «Со смерти
прощло почти полстолетия, но произведения его живы, его имя принадлежит к числу самых общеизвестных, любимых имен русских художников прошлого столетия. Это один из тех мастеров, которые понятны всем: и старому и малому, знатоку и непосвященному, искателю нового и любителю старины; они дают каждому столько, сколько он может вместить. В наши дни изменился не только внешний вид нашей страны, но и взгляд, каким человек смотрит на мир. Ускорился темп нашей жизни. Более мужественным стал строй чувств, которые вплетаются в наши впечатления от природы. Тем не менее Левитан сохраняет для нас свою ценность и, конечно, долго еще будет любимейшим русским пейзажистом. В его картинах говорит не только его чуткое сердце. Он сумел отразит поэтичность народных воззрений на природу, выразить в красках любовь наших песен к ее безбрежной широте, чувство причастности человека к ее жизни. Левитан запечатлел на своих холстах наше небо и его особенное выражение, робкую улыбку весны и прощальный взгляд поздней осени. Вот почему и теперь мы вспоминаем о Левитане не только в музейных залах, любуясь его картинами. Нередко в лесу или в поле, пораженные оттенками розового заката или золотым убором осеннего леса, мы говорим: это выглядит совсем как у ! И это высшее признание, какое только может заслужить художник, так как он не только увековечил в своих созданиях им самим добытую красоту, но и своим примером научил людей находить ее в жизни.