История портрета

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

История портрета. -0001. Автор: А. Фатьянов

По моему мнению, в дейетвитеиьиоеги был изображен зимний пейзаж м поэт сидел не в кресле, а на камне. В рисунке Егорова трудно ощутить зимнюю среду, так как весь фон заполнен многочисленными изображениями, не создающими ощущения зимы. Во время переделки полотна вместо бубна, подпиравшего правую руку поэта, Вревский заново написал валуя ж гору, достигавшую верхнего среза холста. Кстати, очертания убранной Вронежиш скалы мы видим ш в картине Третьяковской галереи, и в гравюре с нее ф. Иордана, и наконец в рисунке А. Егорова. На освободившейся плоскости Вронский изобрази зимний Иркутск, а за ним вершины Хамар-Дабана.

Портрет был значительно в 1917 году. Пробитое во стах пулями и прорванное полотно в 1920 году было передав» в местную галерею. Почти тридцать ае* картина хранилась в запасниках- С 1948 по 1952 год она находилась в Государственных художественно-реставрационных мастерских в Москве.

Для восстановления иркутского портрета Державина за основу был взят хранящийся в ГТГ аналогичный портрет Державина кисти С. Тончи, выполненный тогда же, в 1801 году в Петербурге. Для нас же, иркутян, бело важно иметь у себя в музее не только портрет Державина, созданный Тончи, но и не меняв ценно на этом полотне видеть изображение Иркутска. По нашей просьбе вид города было решено оставить. Эту мысль поддержал академик И. Э. Грабарь, возгаав-лявпгяй тогда реставрационную комиссию. Да и пейзаж хорошо вписывался в гамму полотна, не противореча общему живописному строю. Мы тогда еще не знали, что фон выполнял художник Вронский, и ян у кого не воз никло мысли, что пейзаж в портрете написав спустя много лет.

Была проделана  огромная и трудоемкая работа по  восстановлению произведения. Реставраторы поставили на портрете   восемьдесят   семь   заплат  в утраченных    местах,    заделали   сорок семь мелких прорывов.  Лишь  фигура поэта,  созданная  кистью Тончи, оставалась почти нетронутом ж в начале XIX  века,   когда  по   эскизу   Егорова был выполнен фон, к в 1870-х гонах. когда  Вронским он заново переписан. А  теперь  попробуем  проанализировать историю этого полотна и установить, каким образом могла возникнуть связь   Державина   с   Иркутском.   Мы знаем, что имя поэта было популярно в Иркутске. Но что побудило иркутского купца Сибирякова сделать такой щедрый подарок поэту?  Оказывается, тогдашний городской голова М. В. Сибиряков был пайщиком Российско-американской компании морехода Г. И. Мелехова, а последний был тесно связан с правителем дел канцелярии Державина Н. П.  Резановым, который был женат иа дочери Г. И. Мелехова. Резанов мог оказывать большое влияние иа поэта, рассказывал ему о Сибири, о деятельности Шелехова в Иркутске. После смерти в 1795 году Г. И. Шелехова его вдовой, иркутянкой Натальей Ивановной Шелеховой, в 1800 году в Иркутске на могиле мореплавателя был воздвигнут большой памятник. На его восточной стороне помещена пространная надпись о деяниях Шолохова, а иа северной высечены слова: