История портрета

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

История портрета. -0001. Автор: А. Фатьянов

Теперь перед нами определеннее и четче вырисовывается история полотна. Портрет Державина кисти Тончи уже существовал в Иркутске, и по желанию владельцев, всего вероятнее, через Семивского были даны обмеры оригинала и заказан эскиз с аллегорией гения. Возникает вопрос: а как же Егоров, не видя оригинала, делал эскиз с «гением» для портрета Державина? Оригинал он мог увидеть в Петербурге у наследников поэта, а возможно, через Семивского из Иркутска была отправлена Егорову карандашная копня портрета с обмерами его и пропорциями.

Что касается исполнения фона с эскиза-реконструкции портрета Державина, то, вероятно, иркутский художник не полностью перенес его на основной холст, т. к. ни зверь, ни герб и прочие атрибуты эскиза в записках Мартоса и престарелого Дыбовского не упоминались.

В период реставрации в Москве было проделано рентгенографическое исследование портрета, где под слоем позднейших записей над головой Державина размером немногим поменьше лица поэта был обнаружен профиль юноши с огромными крыльями. Тогда мы не предполагали, что это и есть тот самый гений, о котором говорилось во  многих  печатных источниках.

Опираясь на эскиз, Е. Петрова пробует доказать, что автором иркутского портрета является А. Е. Егоров. Одним из ее аргументов является то, что «использование композиции Тончи не противоречило творческим принципам Егорова» 5.

По водяному знаку бумаги рисунка Е. Петрова доказательно определила. что эскиз выполнен не ранее 1807, и даже позднее 1816 года, то есть уже после смерти Державина. Вероятно, в эти годы по эскизу и был написан фон портрета, описанный А. Мартосом.

В статье Петровой воспроизводится репродукция с портрета Державина из Иркутского музея, где в подписи дана новая атрибуция: «Приписывается С. Тончи. Портрет Державина». С этим трудно согласиться. По моему мнению, под этим произведением следует писать: «С. Тончи. Портрет Г. Р. Державина. 1801 г. Повторение оригинала С. Тончи, принадлежащее ГТГ. Фон с видом Иркутска исполнен С. Вронским в 1871 году». Иркутск

А. ФАТЬЯНОВ

Врангель Н. Н. (составитель). Русский музей императора Александра Ш. Живопись,  скульптура. СПб.  1904, с 164.

2 Календарь-справочник по Иркутску н Ир
кутской губернии за 1914 год. Иркутск,
1914, с. 238—239.

3 Дневник доктора Бенедикта Дыбовского от
года 1862 до года 1878. Издано народным

учреждением имени Оссельских. Львов,
1930, с. 595 (на польском языке).

* Мартос А. Письма о Восточной Сибири. М., 1827, с. 152.

•Петрова Е. Об эскизе А. В. Егорова для портрета Г. р. Державина иа музея в Иркутске. В кн.: Русская графика. Л., 1984, с. 10.