Айвазовский Иван Константинович [1817—1900]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Иван Айвазовский. Из серии «Великие имена из собрания ГТГ». 2007. Автор: Галина Чурак

Несколько первоклассных работ Айвазовского пришли в галерею в 1925 году из Московского Румянцевского музея. Среди них — «Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848). Картина чрезвычайно характерна для Айвазовского раннего периода его творчества и очень важна в связи с его интересом к турецким сюжетам. Четыре раза Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... был в этой стране. Впервые он плавал к берегам Турции в 1845 году с экспедицией генерал-адьютанта Ф.П. Литке. Корабли прошли у берегов Малой Азии, мимо островов Греческого архипелага, посетили Смирну, Синоп, художник побывал в Константинополе, оставившем самые яркие впечатления. Город соединил в своем облике черты восточной и западной культур. «Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция», — писал художник своему доброму знакомому Зубову в Петербург. Бухта Золотой Рог, своеобразный силуэт города с высокими и стройными минаретами, неповторимые особенности освещения при солнечном или лунном свете давали художнику неограниченные возможности для выражения его творческой фантазии. При этом он всегда оставался топографически точен, изображая конкретное место. Леандрова (или Девичья) башня стоит у самого входа в пролив Стамбульской гавани. Она построена в XII веке на небольшой скале и издавна служила местом швартовки кораблей и маяком. Ныне башня по-прежнему возвышается на том же месте и так же продолжает указывать путь морякам. Еще трижды Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... приезжал в Константинополь, и город никогда не разочаровывал художника. Он писал его в солнечном и лунном освещении со спокойным или волнующимся морем. Спустя годы Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... вновь будет обращаться к полюбившимся ему пейзажам, по памяти создавая картины с видами Константинополя и бесконечно варьируя их.

В 1960 году Галерея получила в дар от профессора И.М. Саркизова-Серазини, бывшего в родстве со второй женой художника А.Н. Саркизовой, уникальный в своем роде дар — 18 живописных работ Айвазовского. Среди них значительные по размеру и исключительные по живописным достоинствам произведения, например «Лунная ночь на Босфоре» (1894), а также маленькие жемчужины — «Лунная ночь на Капри» (1841), «Овцы, загоняемые бурей в море» (1855). С последним сюжетом связан реальный эпизод, когда в 1855 году во время бури в имении Айвазовского погибло большое стадо овец. Впоследствие это событие стало сюжетом большого произведения, исполненного в 1861 году и находящегося в частном собрании в Англии, а небольшую работу Третьяковской галереи можно рассматривать как эскиз или первоначальный вариант картины. В этой же коллекции две «сухопутных» картины художника. Одна изображает дорогу в Ялту, другая — на Ай-Петри. Множество раз художник совершал такие прогулки по Южному берегу Крыма. Он знал и любил эти места и всякий раз с наслаждением воссоздавал на холстах природу Крыма.

Отдельно нужно упомянуть три «раритета» — небольшие марины, исполненные «а la prima» и вмонтированные в фотографию, на которой художник изображен с палитрой и кистью перед мольбертом. Они датируются 1887 годом, когда отмечалось 50-летие творческой деятельности художника, и в качестве своеобразных сувениров он дарил такие памятные работы друзьям, часто делая на них дарственные надписи.

Помимо коллекции Саркизова-Серазини, Третьяковская галерея получала замечательные произведения художника в дар в разные годы и от разных владельцев. Картина «Конец бури на море» также принесена музею в дар. Художник написал ее в Крыму в 1839 году, перед отъездом в Италию. Она исполнена легко, свободно, без форсированных эффектов и привлекательна юношеской свежестью живописи.

В 1995 году, к открытию Третьяковской галереи после почти десятилетней реконструкции,она получила в дар от Правительства Москвы «Украинский пейзаж с чумаками при луне» (1869). В этой картине соединилось сразу несколько важных для творческой биографии Айвазовского элементов. К изображению украинских пейзажей, степных пространств, ветряных мельниц, обозов, запряженных волами, художник особенно часто обращался, начиная с середины 1850-х годов. В связи с Крымской войной 1853-1856 годов ему пришлось на полгода покинуть Феодосию и поселиться с семьей в Харькове. Его пленили степные пейзажи. Безграничность степного простора с мерно колышущимися травами или желтыми хлебами, возможно, напоминали ему любимую морскую стихию. Хотя в изображении «сухопутных» пейзажей были свои непреложные законы, художник мастерски постигал их. Большие фуры, запряженные волами, напоминают большие корабли, а ветряные мельницы с движущимися лопастями уподобляются парусникам. Как в маринах, так и в степных «сухопутных» пейзажах он сохранял романтическую интонацию, возводя самый прозаический сюжет в категорию романтического. В этом ему помогал выбираемый мотив лунной ночи. Игра луны с облаками и лунных теней на земле преображают пейзаж, делая его привлекательно-загадочным.

Одно из последних приобретений Третьяковской галереи — небольшая картина «Венецианская лагуна. Вид на остров Сан Джорджо» (1844).

В ней столько ясной чистоты, свежести восприятия венецианского вида, красоты и изящества живописи, что несмотря на малый размер картину можно по праву причислить к подлинным шедеврам мастера. Художник воссоздал недвижные, словно уснувшие воды лагуны, в которых отражаются, удваиваясь, совершенные в своей архитектурной красоте венецианские дворцы, кампанилы и самые обычные строения. Неслышно скользят по тихой воде гондолы, непременный атрибут венецианской жизни. От прозрачного неба, тихой воды, медленного движения гондол веет покоем, гармонией, идиллией природы и жизни.

Каждая из картин, входящих в коллекцию Третьяковской галереи, отражает важные грани в творчестве великого мастера. Даже при повторных обращениях к одним и тем же мотивам он умеет ввести такие детали, сделать такие акценты, что каждая из работ воспринимается совершенно самостоятельно.

 

В 1882 году в залах Академии на Васильевском острове в Петербурге Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... выставил картину «На Черном море начинает разыгрываться буря» («Черное море»)Айвазовский И. К. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881Холст, масло., 149 x 208Государственная Третьяковская галерея, сразу выделенную и зрителями, и художественной критикой из более чем тридцати марин, представленных живописцем. Прямо с выставки картину купил П.М. Третьяков, что уже само по себе означало исключительную художественную оценку этого произведения. Эта картина и ныне в монографической коллекции художника в Третьяковской галерее занимает центральное место.

И.Н. Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., сдержанный на похвалу, но всегда очень точно определявший достоинство работ своих собратьев-художников, писал об этой картине : «Между 3-4 тысячами номеров, выпущенных Айвазовским в свет, есть вещи феноменальные и навсегда такими останутся, например, «Море» у Третьякова, написанное четыре года тому назад (т.е. когда человеку было уже более 70 лет). На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. К ней именно приложимо библейское: "Дух Божий носящася над бездною"». Неслучайно Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... поместил изображение этой картины в интерьер своего живописного произведения «Неутешное горе». Она узнается за спиной женщины в черном траурном платье, оплакивающей ушедшего из жизни самого дорогого человека — сына. Глубоко драматические переживания героини картины и внутренний смысл произведения — противостояние человека ударам судьбы, возможность выдержать их — подчеркиваются пейзажем Айвазовского.

Картина написана художником, когда к нему пришло полное признание, были достигнуты все почести, когда было создано такое количество произведений в излюбленном жанре, что казалось, возможно только повторение самого себя. Но именно это полотно сконцентрировало самые значительные впечатления от множества виденного в природе и сопережитого в общении с ней. Ритм идущих одна за другой волн, гряды облаков своим неутомимым движением создают образ стихии, таящей в себе грозные бури. Суровой простоте содержания соответствуют и живописные средства. Здесь нет ни малейшей внешней эффектности и словно забыты романтические увлечения юности. Все подчинено абсолютной правде в воссоздании природы на холсте. Художник вплотную приблизился к реалистическому искусству своих более молодых современников, художников-передвижников, многие принципы которых он разделял.

Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... не однажды утверждал, что не пишет картин с натуры. Он рассказывал своему биографу Н.Н. Кузьмину, что его воображению и фантазии не нужно сиюминутных впечатлений. «Удаление от местности, мной изображаемой, заставляет только явственнее и живее выступать в памяти все подробности, — записывал за художником Кузьмин. — Бурю, виденную мною в Италии, я переношу на какую-либо местность Крыма или Кавказа, лучом луны, отражавшемся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Таково свойство моей натуры».

Опыт жизни, умение отобрать зрительные впечатления, сконцентрировать их, не повторить уже сказанное в прежних картинах помогли великому маринисту создать одно из самых замечательных полотен, выразив в нем свою любовь к Черному морю.

***

Творческое развитие Айвазовского происходило стремительно. Он быстро постигал уроки учителей и своих предшественников, вырабатывая очень индивидуальные художественные приемы. Хотя в ранних картинах есть еще оглядка на старых голландских маринистов, подражательность любимому Айвазовским Сильвестру Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812...у, но в них же выражена зоркая наблюдательность молодого художника, постигающего особенности окружавшей его северной природы. Еще будучи учеником Академии художеств, он обратил на себя внимание неординарностью дарования. О картинах Айвазовского, представленных на академической выставке 1836 года — а это был дебют художника, доброжелательно отозвалась художественная критика. Нестор Кукольник, издававший «Художественную газету» писал, что показанные Айвазовским картины «говорят без околичности, что талант художника поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему другие сокровища, о которых теперь талант только догадывается. Произведения Айвазовского теперь поражают, кидаются в глаза. Признаемся, что они вскоре не будут так резко эффектны, но глубоко западут в душу зрителя и надолго заведут хозяйство на дне ее». Эти слова стали добрым напутствием художнику.

Посланный Академией на два года для работы в Крым, Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... сильно продвинулся в наблюдении и понимании природы. «Сколько перемен в моих понятиях о природе, сколько новых прелестей добился и сколько предстоит впереди», — писал он друзьям в Петербург. Его любимое море было всегда перед глазами, и он не уставал наблюдать движение волн, переменчивость освещения в облаках, игру света на волнах, взаимосвязь этих двух природных стихий. В отчете о своих занятиях в Академию художеств Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... перечислял картины, исполненные им в Крыму. Среди них он описывает «в первой — лунная ночь, во второй — ясный день, в третьей — буря». Возможно, последней является картина «Конец бури на мореАйвазовский И. К. Конец бури на мореКонец бури на море. 1839Холст, масло., 91 x 135Государственная Третьяковская галерея». Она написана свободным, словно летящим мазком. Сквозь тонко положенный на холст слой краски просвечивает легкий подготовительный рисунок, которым художник намечает форму волн, догоняющих одна другую, разбивающихся о камни и, наконец, угасающих на плоском берегу. Прозрачная тонкослойная живопись словно помогает увидеть процесс работы живописца, неслышно войти в его мастерскую, понять последовательность рождения картины. Можно ощутить, в каком творческом подъеме рождался на холсте образ волнующегося моря, как стремился маринист с наибольшей верностью передать ее состояние.

Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... внимательно анализирует свои возможности, сравнивает впечатления от классической живописи и наблюдения над реальной природой и ставит перед собой новые художественные задачи. Он в некотором смятении писал тогда же из Феодосии: «Вся живопись слабое подражание природе».

Постепенно шло определение творческого метода художника, окончательно сложившегося лишь в Италии. «Когда я уезжал в Италию, — рассказывал Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член..., — мне твердили все — с натуры, с натуры пишите!». Приехав в Сорренто, художник начал писать с натуры вид с того самого места, где когда-то работал обожаемый им Щедрин. В окрестностях Сорренто — Амальфи также с натуры была исполнена другая картина. Одновременно он по памяти написал еще две, изображающие закат и восход солнца. Представив на выставку все четыре пейзажа, он с удивлением обнаружил, что все внимание посетителей обращено на фантазии, а две другие картины, на которые было потрачено много усидчивости, терпения, наблюдательности, воспринимались публикой как давно знакомые. Для себя художник раз и навсегда сделал вывод, что особенности его восприятия природы, зрительной памяти, воображения, наконец, темперамента не совмещаются с характером работы на натуре. Он не мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая изменчивость освещения, движения волн, кропотливо переносить это на холст. Его феноменальная память удерживала множественные состояния атмосферы, эффектные, единственные в своем роде мгновения в жизни природы, а выработанная годами отточенная техника, филигранное профессиональное мастерство позволяли безошибочно и убедительно воспроизводить созданную воображением картину природы.

Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... выработал свою теорию. Он был убежден, что «... движение живых стихий неуловимо для кисти. Писать молнию, порыв ветра, всплеск волн — немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, составлять свою картину».

В мастерской художника обычно стояло несколько полотен — законченных и только начатых. Но завершенные работы не задерживались долго, на них всегда имелись покупатели. Многие его картины, изображающие восходы, закаты, лунные ночи, морские бризы, написаны с непринужденной, покоряющей легкостью. Они воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации, столь популярные в начале XIX столетия. Публичной импровизацией увлекался А. Мицкевич, непревзойденным и тончайшим мастером ее был Ф. Шопен. Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... слышал легкие музыкальные фантазии М. Глинки. В художественных салонах Петербурга, Москвы, европейских столиц звучали музыкальные и поэтические импровизации. В них привлекала видимая легкость и одновременно таинственность рождения в присутствии зрителей или слушателей законченного произведения. Но за этим стоял высокий профессионализм.

В растущей славе Айвазовского таилась большая опасность — стать просто модным художником, писать, учитывая лишь вкус публики, ожидавшей того, что для нее привычно, что легко воспринимается и ласкает глаз. В сотнях, а потом и тысячах картин, созданных Айвазовским, конечно, не все равно значимо, не всегда быстрота работы шла на пользу картине, но спасала его искренняя, безграничная любовь к искусству, феноменальная трудоспособность, неподдельность чувств, которые выражались в его созданиях. Неслучайно картины его вызывали восхищение не только публики, но и профессионалов-художников и истинных знатоков и ценителей искусства. Свое изумление искусством Айвазовского выразил известный английский художник-маринист Уильям Тернер. Шестидесятилетний мастер сочинил на итальянском языке восхищенные стихи по поводу картины «Неаполитанский залив лунной ночью», которые закончил словами: «...Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений».

Более спокойными и сдержанными, а потому, возможно, и более весомыми кажутся слова великого художника и великого труженика в искусстве Александра Иванова. В письме к родным из Рима он писал: «Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... человек с талантом. Воду никто так хорошо здесь не пишет. Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... работает скоро, но хорошо, он исключительно занимается морскими видами, и так как в этом роде нет здесь художников, то его заславили и захвалили».

Вдумчиво и трезво оценивал Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... свою популярность: «Скажу о главном, — писал он Томилову, — все эти успехи в свете — вздор, меня они минутно радуют и только. А главное мое счастье — это успех в усовершенствовании, что первая цель у меня». Анализируя характер своей живописи и свои успехи, он тогда же говорил: «Теперь я оставил все эти утрированные краски, но между тем нужно было тоже их пройти, чтоб сохранить в будущих картинах приятную силу красок и эффектов, что весьма важная статья в морской живописи».

С удовольствием работая над разнообразием морских пейзажей, стремясь не повторяться в их сюжетах, Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... всякий раз искал новых оттенков освещения морской воды или облаков, состояния атмосферы. Работая по воображению, он вместе с тем внимательно изучал природу с карандашом в руках. Его рисунки — убедительное тому подтверждение. Среди завершенных и имеющих самостоятельное значение графических листов, исполненных графитным или мягким итальянским карандашом, в технике акварели, сепии есть множество мгновенных набросков. Они делались для памяти и фиксировали самые общие контуры пейзажа, берега, облаков или какие-то отдельные детали — мачту, форму облака, фигурку человека. Эти кроки художник использовал затем в работе над картинами.