Никитин Иван Никитич [1680—1742]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Иван Никитин. Из серии «Массовая библиотека». 1945. Автор: А. Савинов

 

Одно из лучших достижений мастера — так называемый портрет напольного гетманаНикитин И. Н. Портрет напольного гетманаПортрет напольного гетмана. 1720-еХолст, масло, 76 x 60Государственный Русский музей. Ои был написан, судя по его особенностям, в середине 20-х годов.

Характеристика, данная художником изображенному в портрете лицу, настолько глубока и содержательна, настолько многоговоряща, что, кажется, не составляет труда (воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Однако попытки связать с этим прекрасным портретам имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Старая подпись на обороте свидетельствует только, что изображен Напольный гетман, то есть гетман полевых, действующих частей войск, бывавший с ними в походах.

Солнце и знойный ветер обожгли его лицо; лишь остался светлым лоб под укрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Брови нахмурены, волосы небрежно откинуты надо лбом, седые усы свисают по сторонам большого плотно сжатого рта. Весь облик производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного — он покоряет своим внутренним достоинством, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.

С такими военачальниками Петр ходил отвоевывать земли на юге России, воевать Азов, биться за выходы к морям, Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... показал одного из многих своих мужественных современников, подобно ему самому выдвинувшихся своим трудом и талантливостью, а не спесивой боярской родовитостью.

С портрета Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... смотрит на потомков простой человек, значительность которого выросла в обстановке исторически величавых дел, совершаемых им и тысячами других русских людей начала XVIII века.

Это замечательное полотно заставляет оценить не только силу образного выражения в произведении Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета...., но и целеустремленность его живописных приемов. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Гетман погружен не в мрак, но в пронизанную светом среду; фон за его фигурой освещен, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство, которым усилена жизненная убедительность произведения.

Портрет напольного гетманаНикитин И. Н. Портрет напольного гетманаПортрет напольного гетмана. 1720-еХолст, масло, 76 x 60Государственный Русский музей в полной мере свидетельствует о невиданной в русской живописи начала XVIII века глубине и мудрой простоте изображения человека. Он является одним из прекрасных выражений подлинно гуманистического восприятия человеческой личности.

В русской культуре XVIII века наново окрепли благородные традиции гуманизма. Они были присущи древнему русскому искусству, они были украшением искусства эпохи Возрождения в Европе. Теперь они были отражены творчеством Ивана Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета..... Его портрет напольного гетманаНикитин И. Н. Портрет напольного гетманаПортрет напольного гетмана. 1720-еХолст, масло, 76 x 60Государственный Русский музей позволяет вспомнить великого изобразителя человека — Рембрандта — не сходством внешних приемов, но проникновенностью ощущения человеческой личности и умением художника почувствовать ее благородное величие.

Прекрасные работы русских портретистов XVIII и начала XIX веков не уступают по своим живописным качествами, но тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Они могут даже превосходить их. Но портрет напольного гетманаНикитин И. Н. Портрет напольного гетманаПортрет напольного гетмана. 1720-еХолст, масло, 76 x 60Государственный Русский музей стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности. В этих отношениях Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.

Дарование Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... было настолько велико и оригинально, что оно не изменяло ему, когда перед ним ставились задачи создания более парадных произведений. Таков портрет цесаревны Анны ПетровныНикитин И. Н. Портрет цесаревны Анны ПетровныПортрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716Холст, масло, 65 x 53Государственная Третьяковская галерея, производящей впечатление чинной торжественности. Тем не менее и в нем художник остался верен себе. Сохраняя общую схему парадного портрета, уделив немало места богатым аксессуарам, Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... раскрыл образ человека просто и интимно. Легко заметить, с какой заботливостью портретист стремился передать миловидность и трогательную привлекательность девочки, затянутой в парчовую одежду. Детскому облику изображенной хорошо отвечает легкий и прозрачный серебристый колорит, усиливающий своеобразное лирическое звучание портрета.

«Представительным» портретом является и изображение государственного канцлера графа Гавриила Ивановича ГоловкинаНикитин И. Н. Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича ГоловкинаПортрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. 1720-еХолст, масло, 90 x 73Государственная Третьяковская галерея, который «в продолжении Канцлерства своего заключил 72 трактата с разными правительствами», как сообщает старинная надпись на обороте холста.

Г.И. Головкин изображен по пояс, строго, посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то, находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Парик вельможи оставляет открытым высокий полысевший лоб. Пышные и мягкие его локоны подчеркивают характер выступающего между ними лица: сухого, с резкими чертами и строгим выражением. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение общей серьезности. Под широкими черными бровями загораются умные и утомленные глаза. В них есть нечто холодно-насмешливое. Никитин внимательно проследил форму носа — красивого и тонкого. Сухощавое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом, шубы которого будто бы готовы сейчас едва-едва улыбнуться. Кажется, что мускулы в правой части рта заставят сейчас дрогнуть его затененный уголок, в полуулыбке сдвинется резкая складка, огибающая рот. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии мы видим в нем прежде всего незаурядного человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты, присущие вельможе.

Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... с большим тактом заменил легким движением пальцев одной руки Головкина тот импозантный указующий жест, который обычно воспроизводился в аналогичных парадных портретах. На темной одежде Головкина с редкой по тем временам скромностью показаны орденские знаки: звезда, крест и голубая андреевская лента.

Внешние аксессуары сведены к минимуму в этом портрете государственного деятеля первой трети XVIII века. В нем человек остался для Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... основной целью творческого процесса: человек, воплотивший ряд характерных черт своей эпохи. Вельможа и дипломат Головкин сумел в течение многих лет и при разных императорах оставаться на своем посту, выполнять сложные дипломатические поручения и, что было не менее трудным, лавировать между различными придворными интригами.