Никитин Иван Никитич [1680—1742]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Иван Никитин. Из серии «Массовая библиотека». 1945. Автор: А. Савинов

 

Портреты являются наиболее значительной частью художественного наследия Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета..... Однако работой над ними не ограничивалась его деятельность.

Из архивных источников известно, что в 1727 году Никитину Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... было «поручено написать картину на тему «Полтавская баталия». До нас дошло «доношение придворного перронного живописного дела мастера Ивана Никитина, по которому обязуется он в Летнем доме написать подрядом картину Полтавской баталии живописною работою, на полотне, длиною и поперег близ трех аршин, из своих материалов, в два месяца, ценою за 80 р.». Эту картину он писал «живописным самым добрым художеством». Ее свидетельствовал Каравак, и Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... получил за нее 70 рублей.

С именам Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... связана другая большая картина — «Куликовская битва». Она изображает сражение, в котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Воронцов, Прозоровский, несколько князей Белозерских и Пересвет, поражающий Челубей-Темир-Мурзу. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Кроме того, на щитах, на знамени и на отдельном картуше в углу написаны изречения, с которыми сражающиеся идут в бой. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу.

Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... глубоко своеобразен в этой картине, несмотря на то, что он использовал при работе над ней свое знание знаменитых произведений классического искусства Западной Европы. Некоторые герои его картины воспроизводят фигуры из «Победы Константина», написанной по рисунку Рафаэля его учениками. Отдельные мотивы близки к имеющимся в произведении Тициана «Сражение при Кадоре». Тем не менее эти фигуры не производят впечатления чужеродных в картине Никитина. Он осмысленно использовал образцы великих мастеров прошлого. Так, он учитывал указания «Книги о живописи» Леонардо да Винчи, с которой не мог не познакомиться, работая во Флоренции. Леонардо учил насыщать картины битвы энергичными движениями сражающихся, драматическими эпизодами, изображением пыли, стрел, дыма орудий, следов дыма от выстрелов. Возможно, что именно трактат Леонардо подсказал Никитину Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... композицию в центре первого плана напряженного клубка ожесточенно бьющихся всадников, отчего сцена сражения сразу приняла драматическое выражение. Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане; для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема, который движет одновременно с ними и тысячи русских воинов. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один» — ценнейшее указание на то, насколько знаком был Никитину Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... лозунг «общего дела», лозунг петровской России, выражавший идеи Государственности и национального самосознания. Всматриваясь в картину, зрители видели, что прославленная Куликовская битва была выиграна не только князьями, изображенными на первом плане: за ними движется бесчисленное воинство, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди светлых и темных дымов, застилающих даль. Более того, в глубине картины, где не различимы отряды бойцов, кажется, что сами холмы земли русской щетинятся остриями копий и подымаются против врага. В сравнении с батальными сценами, писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, картина Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... выделяется необычностью изображения боя, активным участием в нем вооруженного народа, образом самой земли, преграждающей путь неприятелю. Быть может, образы русского эпоса оживали в воображении художника, когда он работал над картиной. Эта баталия говорит о его живом, активном патриотизме. Она занимает в нашем искусстве особое и почетное место и как одна из первых русских исторических картин (если не первая) и по своеобразию своих идей и их выражению. Возможно, что Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... писал ее не один: качество и характер исполнения ее не во всех частях одинаковы. Ему могли помогать его ученики. Они, разумеется, должны были быть у него. Один из них, живописец Мина Колокольников, оставивший записки о своей жизни, упоминает также и об учении у Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.....

Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Вероятно, Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... работал над ней в начале 30-х годов. К этому времени относится также большая картина, изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. Это произведение Никитина, написанное в 1732 году, кажется работой другого художника: в нем нет прежней мастерской живописи, оно условно по замыслу и по композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным сочинениям, изображавшимся в предыдущем столетии.

Кроме исторических картин, Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... выступал в религиозной живописи. Известно, что в марте 1735 года он вместе с Караваком, Ив. Адольским и другими писал иконостас в церковь «Зимнего дома», а в сентябре 1728 года Канцелярия от строений поручила ему написать в Петропавловский собор 2 картины, 12 образов апостолов и другие изображения. В 1730 году Никитину Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... было поручено дать отзыв о четырех картинах Д. Соловьева, написанных для купола Петропавловского собора.

Авторитет художника был высок. Существовало предположение «сочинить полную академию живописной науки» и назначить Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... ее профессором и директором.

Судьба Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... пои преемниках Петра вначале не изменилась. Екатерина I, давно знавшая Никитина Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему, отличала перед другими и даже лично выбрала ему невесту. Вместе с двором Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... бывал в Москве и затем поселился там. Ему принадлежал хорошо убранный дом, комнаты которого он сам украсил декоративными росписями. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц; среди икон были написанные «не по-иконописному». Кроме того, Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Он вел образ жизни образованного человека с широким крутом интересов.

Но его семейная жизнь сложилась неудачно. Легкомысленная жена художника не ужилась с его чинной и старозаветной родней. Никитин Никитин Иван Никитич [1680—1742]   Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета.... замкнулся, стал угрюм.