Малевич Казимир Северинович [1978—1935]

  • Страница №1

Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских

 

КУРСКАЯ МОЛОДОСТЬ

В 1896 году семья Малевичей осела в Курске; с этим провинциальным городом будущий художник был тесно связан более десяти лет.

В Курске он вступил в свое третье десятилетие, возраст телесного расцвета и зрелости. Около 1899 года братья Малевичи женились на сестрах Зглейц, дочерях курского лекаря: Казимир на Казимире, Мечислав на Марии. Казимира Ивановна Зглейц (1883? – 1942), пойдя по стопам отца, стала фельдшером; у Казимира и Казимиры родились сын Анатолий (1901 — 1915) и дочь Галина (1905 – 1973).

Солидный семьянин, Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... нуждался в средствах. На жизнь ему пришлось зарабатывать службой в Управлении Курско-Московской железной дороги.

Среди местного чиновничества были люди, близко знакомые с профессиональной живописью, а некоторые даже пробовали учиться в юности в художественных заведениях.

Своим ближайшим курским другом Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... называл безвестного живописца- любителя Льва Квачевского, недолгого воспитанника Академии художеств — он, естественно, был более продвинут в живописи, нежели Казимир, а в остальном они были очень схожи (следует заметить, что Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... сполна был наделен прекрасным даром дружбы, в этом нам еще не раз придется убедиться).

Вместе с единомышленниками Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... сумел организовать в Курске художественный кружок. Начальство позволило чиновникам-любителям собираться после службы в одной из комнат, куда поставили гипсовые отливки, в складчину приобретенные в Москве. Подражая настоящим школам, энтузиасты рисовали с гипсов, но любимым их занятием была все же работа с натуры. Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... явно лидерствовал: «Надо сказать, что жены моих друзей меня ненавидели за то, что я уводил мужей во всякое свободное время на этюды: потому их никогда не было дома».

Обыденная жизнь рубежа веков почти неизбежно воспринимается сквозь призму Чехова — и в совсем иных по стилистике описаниях Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... живо ощущаются приметы провинциального рутинного житья-бытия, хорошо знакомого по бессмертным пьесам и рассказам. И сам художник в его курском десятилетии вполне, как казалось, соответствовал отшлифованному русской литературой образу мелкого чиновника, обремененного большой семьей, неудовлетворенного своей бескрылой жизнью и мучимого непонятными порывами. (В конце нашего столетия хорошо известно, как этот «маленький человек» изменил художественное видение мира; такого неправдоподобного героя реалистическая литература просто и не могла бы себе позволить, но жизнь на то она и жизнь, чтобы быть позатейливей любого романиста.)

И совсем по-чеховски зазвучал властный рефрен «в Москву, в Москву», возникший в жизни Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... в самом начале века. Всепоглощающая страсть к кисти и краскам сыграла, в конце концов, свою судьбоносную роль, и курский чиновник, будучи человеком цельным, решился на крутые перемены: «... меня начала мысль о Москве сильно тревожить, но денег не было, а вся загадка была в Москве, природа была всюду, а средства как написать ее были в Москве, где жили тоже знаменитые художники.... Я подвел денежную базу и по моим расчетам мне должно было хватить на целый учебный год, весной же приеду в Курск и поступлю на работу. Еду. Это был 1904 год».

ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ

Кроме процитированной строчки, ни в одном тексте Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... не нашлось никаких подробностей о его пребывании в Москве в 1904 году. Непонятным выглядит и то обстоятельство, что провинциал-любитель, приехав в столичный город за живописными «средствами», не пытался куда-нибудь поступить учиться — это при его-то целеустремленности.

Зато сезон, проведенный в Москве с августа 1905 года, описан художником не единожды, и все с замечательными колоритными деталями. Документальные свидетельства в качестве первой московской даты Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... также фиксируют 1905 год: пятого августа этого года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако среди принятых студентов фамилия курского жителя не значилась.

Не поступив в Училище, осенью 1905 года Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... поселился в художественной коммуне в Лефортово. Некий малозначительный живописец, получив за невестой богатое приданое и сочтя своим долгом помогать коллегам, сдавал им дешевые комнаты в одном из домов жены. Любопытно, что сходными соображениями и в те же самые времена, но в Париже, руководствовался другой посредственный художник, скульптор Альфред Буше: его дом, в котором молодые живописцы арендовали жилье за чисто символическую плату, звался Ля Рюш (Улей); имя это приобрело громкую славу в истории искусства XX века.