Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских
Тем не менее, это посещение послужило для
толчком к созданию слова «супрематизм» и написанию первой брошюры «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».Эта книжечка-манифест, опять-таки в полной тайне изданная верным другом
, распространялась на вернисаже Последней футуристической выставки картин «0,10» (ноль-десять) , открывшейся 17 декабря 1915 года в помещении Художественного бюро Надежды Добычиной. Заметим попутно, как краток оказался век провозглашенного в качестве общего направления футуризма: он был узаконен «первой выставкой» в марте, а в декабре «последняя выставка» уже подвела под ним черту.не совсем напрасно волновался по поводу своего изобретения. Сотоварищи его круто воспротивились тому, чтобы объявить супрематизм наследником футуризма и объединиться под его знаменем. Свое неприятие они объясняли тем, что еще не готовы безоговорочно принять новое направление. не разрешили назвать свои картины «супрематизмом» ни в каталоге, ни в экспозиции, и ему пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием Супрематизм- живописи и явочным порядком развесить их рядом со своими работами.
В «красном углу» зала он водрузил Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей, осенявший экспозицию из 39 картин.
Те из них, что сохранились до наших дней, стали высокой классикой XX века.
Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом. Это был, пользуясь словами философа Михаила Бахтина, «ответственный поступок» чрезвычайного мужества: он говорил о полном отказе от подражания природе и о стремлении явить, воссоздать процессы человеческого духа, постигающего мироздание силой мысли, силой представления.
И все малевичевские полотна, представленные на 0,10, были начисто избавлены от предмета, фрагмента предмета, от любого фигуративного знака, образа, хоть отдаленно напоминавшего бы что-либо.
оказался самым последовательным и бесстрашным художником на пути «отрясания праха старого мира» вещей, живопись у него лишилась последних «зацепок» здравого рассудка. Из Черного квадрата — ядра, центра новой системы — выводились все другие супрематические формы. К ним вел неизбежный, обязательный путь: с импрессионизма, по , началось «распыление» форм видимого мира, до тех пор составлявших предмет изобразительного искусства.Распыление привело к образованию фрагментов, осколков видимой реальности — из них затем конструировались композиции, в большой мере зависящие от воли художника.
Это были стадии кубизма и кубофутуризма. Они расчищали дорогу супрематизму, высвобождая энергию «чистых живописных сущностей» — цвета, формы, ритма: именно они являлись, по
, истинным и самоценным содержанием картин. «Новым реализмом» называл свое искусство, которое считал ступенью в истории всемирного художественного творчества.Фоном супрематических композиций является всегда некая белая среда — ее глубина, ее емкость неуловимы, неопределимы, но явственны. Необычное пространство живописного супрематизма, как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества, ближайшим аналогом имеет мистическое пространство русских икон, неподвластное обыденным физическим законам. Но супрематические композиции, в отличие от икон, никого и ничего не представляют, они — порождение свободной творческой воли — свидетельствуют только о собственном чуде: «Повешенная же плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя», — писал живописец.
Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвесном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение, явленное воочию. Белый фон супрематических картин, выразитель пространственной относительности, одновременно и плоскостей, и бездонен, причем в обе стороны, и к зрителю, и от зрителя (обратная перспектива икон бесконечность раскрывала лишь в одном направлении).
Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую трансцендентную «белую бездну», где господствуют законы динамики и статики, —
дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.На выставке 0,10, помимо брошюры «От кубизма к супрематизму», распространялись листовки с манифестами, где в афористической форме выразили свои взгляды участники выставки
, , ; и Богуславская написали совместную декларацию. В 1916 году все эти художники, а также , , , приняв супрематическую доктрину, вошли в Супремус, недолговечное объединение, сгруппировавшее вокруг московских и петроградских живописцев.Т РИ СТАДИИ СУПРЕМАТИЗМ А
Представленные на выставке 0,10 полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия — и не только потому, что Живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измеренииСупрематизм. Живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении. 1915Холст, масло, 44 x 69.9Городской музей Амстердама (Stedelijk Museum) Музей Стеделек», «Живописный реализм мальчика с ранцем - Красочные массы в четвертом измеренииЧерный квадрат и красный квадрат (Живописный реализм. Мальчик с ранцем. - Красочные массы в четвертом измерении). 1915Холст, масло, 44.4 x 71.4 Музей современного искусства», «Живописный реализм крестьянки в 2 -х измеренияхЖивописный реализм крестьянки в 2 -х измерениях (Красный квадрат). 1915» (так звучало первоначальное полное название Красного квадрата), «Автопортрет в 2 -х измерениях», «Дама. Красочные массы в 4-м и 2-м измерении», «Живописный реализм красочных масс в 2-х измерениях».
не разрешили назвать их «супрематизм». Часть из них: «Настойчивые указания на пространственные измерения — двух-, четырехмерные (
избегал земной трехмерности) — говорят о его пристальном интересе к идеям «четвертого измерения». В конце XX века за этим определением прочно установилось понятие о времени, четвертой координате пространственно-временного континуума - фундаментальной основы современной физики, разработанной в теории относительности Альберта Эйнштейна. Между тем, «второе», «четвертое», а затем и «пятое измерение» было мало связано с эйнштейновской теорией относительности или с какой-нибудь математической теорией многомерных пространств. «Четвертое измерение» — популярная в 1910-е годы концепция, развитая в сочинениях русского философа-идеалиста Петра Успенского. Одна из его первых книг, опубликованная в Петербурге в 1909 году, так и называлась «Четвертое измерение». Следующая книга Успенского, «Tertium Organum», сыграла немалую роль в кристаллизации теоретических взглядов и художественной практики русских футуристов.