Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских
После 1927 года в трудовой книжке
все чаще и чаще менялись записи о местах службы. Из Гинхука художника вместе с сотрудниками перевели в Государственныйинститут истории искусств, однако через два года искусствоведы института добились ликвидации его отдела. Непрочным было и положение его экспериментальной лаборатории
в Русском музее. Поэтому бывший директор научно-исследовательского учреждения охотно откликнулся на приглашение Киевского художественного института и с 1929 года ездил туда преподавать, проводя каждый месяц две недели в Киеве. Украинские авангардисты высоко чтили бывшего земляка — в харьковском журнале Новая генерация с апреля 1928 года печатался цикл статей, в основу которого был положен историко-теоретический труд
«Изология». На Украине его продолжали печатать и тогда, когда все московские и ленинградские издания оказались закрытыми для художника — последнее его выступление в столичной прессе датировано 1929 годом, пресловутым годом «великого перелома».Вместе с тем
все еще оставался одной из самых крупных фигур в художественной жизни, и с этим нельзя было не считаться.Начало своей профессиональной деятельности художник относил, как уже говорилось, к 1898 году, — в 1928 исполнялся его тридцатилетний творческий юбилей. Третьяковская галерея приступила к комплектации персональной выставки: для СестёрСестры. 1930Холст, масло, 76 х 101Государственная Третьяковская галерея» (они были созданы чуть позднее, около 1930) безусловно можно верить в том, что касалось физического времени, затраченного на ее создание: «“Две сестры” писаны во время кубизма и сезаннизма. Под сильным ощущением живописи импрессионизма (во время работы над кубизмом), и чтобы освободиться от импрессионизма, я записал этот холст. 1910 г. КМалевичъ. запис. холст в 4 часа». Однако дотошные исследователи недавно обнаружили, что подготовительные рисунки к «СестрамСестры. 1930Холст, масло, 76 х 101Государственная Третьяковская галерея» были созданы около 1930 года, что позволило подвергнуть обоснованному сомнению авторскую дату.
, как и для любого отечественного художника, это было чрезвычайно важным событием, своеобразной прижизненной канонизацией. Предчувствуя итоговый характер выставки, он тщательно готовился к ней, стремясь представить свою биографию в точном соответствии с собственными представлениями. Концепция оставалась прежней в том, что касалось истоков, — свой путь начинал с импрессионизма. Импрессионистических работ сохранилось мало, почти все они были этюдами, а картины находились в недоступном месте. Поэтому в полной тайне художник приступил к восполнению недостающего звена: в преддверии выставки были написаны сложно-сочиненные композиции с развитыми пластическими сюжетами, объединившими портретный, бытовой, пейзажный жанры. Все они были датированы девятисотыми годами и писались, похоже, довольно быстро. Надписи на обороте «В импрессионистических «ранних» полотнах ЦветочницЦветочница. 1930Холст, масло, 100 х 80Государственный Русский музей», как бы фиксируя начало такого внедрения, начинали пылать (в 1903 году!) совершенно супрематическими красными и синими локальными цветами, а их тугие монолитные объемы призваны были предвозвещать выгнутые жесткие формы персонажей грядущего крестьянского цикла.
целеустремленно демонстрировал зарождение «прибавочного элемента», ведущего к возникновению последующих его работ. «Прибавочные элементы новейших систем в живописи» влекли за собой, по его теории, не только внедрение новых пластических элементов-знаков, но и перестройку в определенном ключе всей колористической гаммы: поэтому юбка и жакет «На выставке в Третьяковке вперемешку были представлены также полотна первого и второго крестьянских циклов. Затем шел черед «супранатурализма» — а от него уже рукой было подать до супрематизма.
По сути дела, персональная выставка
в Третьяковской галерее в результате его усилий превратилась в прекрасно сочиненный художественно-теоретический трактат о своем пути, выраженный языком музейной экспозиции. В масштабе всего XX века это был первый художнический — ныне чаще именуемый кураторским — репрезентативный проект, материализовавший четкий план. Сконструированный с помощью воли и представления, этот творческий «проект» был целиком принят современниками и потомками. Таким образом, подчинил себе не только пространство, но и время, убедив всех в истинности своей ретроспективной фантазии. Посредством выставки, посредством сдвига датировок, посредством литературных воспоминаний великий творец выстроил логически связную картину своего развития и оказался настолько успешным автором-концептуалистом, что его творение — собственная биография - и по сей день существует как художественно-историческая истина, с трудом поддающаяся ревизии.Третья по счету персональная выставка
на родине состоялась в Третьяковской галерее в ноябре 1929, но резонанс ее был незначительным. Творчество выдающегося реформатора уже отодвигалось в тень, вытеснялось из жизни. В начале 1930 года выставка была перевезена в Киев. Во время ее открытия директор музея Федор Кумпан произнес столь двусмысленную юбилейную речь, что она более походила на политический донос (некоторые исследователи увязывают арест осенью того же года с этим «заздравным» выступлением). На Украине начиналась местная охота на ведьм, обвинения в национализме так и сыпались на украинских интеллигентов. Харьковский журнал Нова генерация был ликвидирован, и впоследствии почти вся его редакция была репрессирована.Сейчас уже не в новинку поразительные по совпадениям параллели между идеологическими акциями коммунистических и фашистских вождей, однако в некоторых случаях СССР даже оказывался впереди: выставка Искусство эпохи империализма, открытая в Русском музее, заклеймила весь русский авангард как искусство загнивающей буржуазии. Было это в 1932 году, и до акций Геббельса с компанией, до берлинской выставки «дегенеративного искусства» оставалось еще довольно много времени. В том же 1932 году имел место пятнадцатилетний юбилей советской власти, к которому долго и тщательно готовилась огромная экспозиция Художники РСФСР за XVлет. Это была самая большая из всех до тех пор проходивших советских юбилейных выставок; ее решено было сначала показать в «колыбели революции», а затем в столице.
В Ленинграде
было отведено много места: на фотографиях видна полная и емкая персональная экспозиция (именно она определила верхнюю рамку постсупрематизма, поскольку на ней были представлены все важнейшие его полотна). Юбилейный год был особо знаменательным — это был год организационного оформления художественного единомыслия, ибо на смену группировкам и обществам пришел единый Союз советских художников, а единственно верным направлением в советском искусстве был объявлен социалистический реализм.Экспозиция Художники РСФСР за XVлет, открытая в Москве через год, кардинально изменилась.
и другим героям русского авангарда были отведены темные закутки в Историческом музее, а Черный квадрат подвергся уничтожающей критике. Теперь уже официально творчество великого супрематиста было объявлено чуждым и вредным явлением в советском искусстве. Ныне довольно трудно с точностью до года установить, когда снова началась неустанная работа с натуры: упоенно писал пейзажные этюды, как когда-то в курской молодости. Было это и в Киеве, и на отдыхе в других местах. Но особо он любил Немчиновку и ее окрестности. Лето для художника было священной порой; приезжая из Ленинграда, он самозабвенно работал на пленэре. В одном из писем 1934 года к , уже тяжелобольной, он сокрушался, что из-за больниц пропало лето... Многие из этих этюдов, исполненные досекинскими красками (лучшая дореволюционная фирма), датированы курскими годами: не исключено, что делалось это для более гладкого их прохождения через государственные закупочные комиссии. Продажа работ в музеи была одним из источников существования большой семьи , а «формалистические» работы никто приобретать не спешил, не смел.Наряду с натурными пейзажами в его творчестве появились реалистические портреты. Их моделями чаще всего служили родные, близкие, друзья, ученики художника. Среди поздних работ выделяется ряд произведений, в которых рельефно проступает ориентация на портретные образы мастеров итальянского Возрождения. Живописный строй ренессансных профильных портретов внятно просвечивает в портрете Натальи Андреевны Манченко, жены художникаПортрет жены художника. 1933Холст, масло, 56 x 66Государственный Русский музей. Ее головной убор и специально спроектированное одеяние с супрематическими аксессуарами, глухой условный фон ассоциативно увязаны с «медальерными» портретами кватроченто и чинквиченто. Жест руки модели, напоминая об ораторском жесте античных статуй, хранит память и о положении рук фигур предстоящих на древнерусских иконах и фресках. Обращение к разным традициям, свободное их совмещение в рамках портрета, как бы предвосхищают принципы постмодернизма, если бы не свойственная истовая серьезность, исключающая какие бы то ни было моменты провокативной игры, иронической дистанции.
Портретная концепция позднего АвтопортретеАвтопортрет. 1930Холст, масло, 58x49 Государственный Русский музей; примечательно, что на обороте автор поставил второе название - «Художник».
самое полное выражение получила в«Художник открывает мир и являет его человеку... быть художнику среди вещей необходимо, ибо через него открывается новое видение, новая симметрия природы, он находит (как принято называть) красоту...» — провозгласил
в торжественных строках своей оды «Художник», написанной в начале 1920-х годов. Ощущением этой духовной миссии проникнут облик Мастера на автопортрете. Фигура, занимая почти все поле картины, исполнена огромной внутренней силы, — Художник сохраняет свое достоинство гениальной личности и неподвластен неразумным силам исторического времени, выпавшего на его земную долю. Патетический Автопортрет с подчеркнутым культивированием возрожденческой традиции, помещавшей в центр мироздания человека, стал завершением жизненного и творческого пути великого художника.Неизлечимая болезнь открылась осенью 1933 года. Предчувствуя безвременный уход,
завещал похоронить себя близ Немчиновки у дуба, под которым любил отдыхать.В мае 1935 года по Невскому проспекту (тогда проспекту 25 Октября) проследовало траурное шествие: на открытой платформе грузовика с Черным квадратом на капоте был установлен супрематический саркофаг. Процессия направлялась к Московскому вокзалу; гроб с телом был перевезен в Москву, и после кремации урну с прахом погребли на поле под дубом.
Над захоронением был установлен памятник, спроектированный
, - куб с Черным квадратом. Во время войны могила была утрачена.Памятный знак был восстановлен на опушке леса, окаймляющего поле, в 1988 году.
ХРОНИКА ЖИЗНИ МАЛЕВИЧА
1878
11 (23) февраля в Киеве родился Казимир Северинович Малевич.
1889-1892
Постоянные переезды семьи. В селе Пархомовка близ Белополья окончил пятиклассное агрономическое училище.
1895-1896
Непродолжительные занятия в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко.
1896-1904
Переезд с семьей в Курск. Служба чертежником в техническом отделе Управления Курско-Московской железной дороги.
1889
Женитьба на Казимире Ивановне Зглейц.
1905-1906
Осень и зиму проводит в Москве, летом возвращается в Курск. В декабре 1905 года вместе с братом Мечиславом участвует в Москве в баррикадных боях первой русской революции.
1905-1906
Занятия в Школе-студии
.1907
Переезд в Москву.
1909
Женитьба на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице.
1910
По приглашению М.Ф. Ларионова участвует в выставке объединения «Бубновый валет».
1911
Впервые принимает участие в выставке «Союза молодежи» в Петербурге.
1912
Февраль-апрель — работы
экспонируются на выставке «Синий всадник» в Мюнхене. Участие в выставке «Ослиный хвост», Москва.1913
3 января вступает в члены «Союза молодежи». Март-апрель — участие в выставке «Мишень», Москва. Делегат Первого всероссийского съезда баячей
будущего (поэтов-футуристов), Усиккирко. Участие в последней, седьмой выставке «Союза молодежи».
3 и 5 декабря в петербургском Луна-парке состоялись представления футуристической оперы «Победа над Солнцем».
1914
Приезд в Россию главы и теоретика итальянского футуризма Ф.Т. Маринетти. Раскол между русскими авангардистами; размежевание
и .В феврале выходит из «Союза молодежи».
Март-апрель — работы
экспонируются на Салоне независимых в Париже.Весной работает в Башне
, кооперативной мастерской на Остоженке, 37, в Москве.19 июля — начало Первой мировой войны. лубков"Ах ты, мой милый город Люблин...". 1914Литография, 14 x 9Государственный Русский музей, предпринятых издательством Сегодняшний лубок.
участвует в выпуске агитационных1915
Участие в Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петербурге. При подготовке второго издания брошюры «Победа над Солнцем» создает первые беспредметные холсты.
Первая брошюра-манифест. На Последней футуристической выставке «0,10» в Петербурге показаны 39 супрематических полотен.
1916
Июль — призван на военную службу в 56 запасной пехотный полк (Вязьма, Смоленск, Москва). Создание общества «Супремус» (
, , , И.В. Юнон, Н.М. Давыдова, М.И. Меньков, , В.Е. Пестель, P.O. Якобсон). Подготовка журнала Супремус (не издан).1917
27 февраля (12 марта) свергнуто самодержавие. В мае на учредительном собрании профессионального Союза художников-живописцев в Москве
избран в совет Союза представителей от левой фракции. В августе избран председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов.В октябре избран председателем общества «Бубновый валет».
В ноябре московским Военно-революционным комитетом назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, возложив на него обязанность охраны ценностей Кремля.
1918
Лето — переезд в Петроград. Профессор Свободных мастерских; член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса; член музейной комиссии; член Международного бюро Наркомпроса.
В конце года — переезд в Москву из Петрограда.
1919
Преподаватель Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских.
Конец октября-начало ноября — переезд в Витебск; преподаватель Витебского народного художественного училища.
В конце года — первая персональная выставка в Музее живописной культуры в Москве.
1920
Создание группы Уновис (Утвердители нового искусства) в Витебске.
1921
Декабрь — выставка Уновиса в московском Институте художественной культуры. Резкое расхождение между сторонниками супрематизма и конструктивизма.
1922
Февраль — завершение основного философского трактата Супрематизм. Мир как беспредметность.
Конец мая-начало июня — отъезд из Витебска в Петроград.
1923
Январь-март — вторая персональная выставка в Музее живописной культуры в Москве.
Эскизы новых форм и супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.
В сентябре после реорганизации петроградского Музея художественной культуры в Институт исследований культуры современного искусства (в дальнейшем — Государственный институт
художественной культуры — Гинхук) назначен его директором.
Работа над планитами и архитектонами.
1926
Ликвидация Гинхука. Отделы и сотрудники переведены в Государственный институт истории искусства.
1927
Поездка в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня).
предоставлен зал на ежегодной Большой Берлинской выставке. После возвращения в начале июня арестован и провел несколько недель в тюрьме.Июль — женитьба на Наталье Андреевне Манченко.
1928-1930
Преподавательская работа в Киевском художественном институте.
1929
1 ноября в Государственной Третьяковской галерее открылась Выставка произведений живописи и графики
.В конце года закрыт отдел
в Государственном институте истории искусства.1930
Персональная выставка в Киеве. Осенью — второй арест
ОГПУ; освобожден в начале декабря.1932
Руководитель экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее, Ленинград.
1933
Начало тяжелой болезни.
1935
15 мая скончался у себя дома в Ленинграде. По завещанию художника урна с прахом захоронена близ Немчиновки в Подмосковье.
Шатских А.С.