Малевич Казимир Северинович [1978—1935]

  • Страница №6

Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских

 

Вместе с тем, какая-то правда была в его отношении к иконописи как подлинно народному виду творчества: без святых образов был немыслим крестьянский быт, и только небольшая часть этих работ была написана искусными столичными и монастырскими иконописцами.

Изощренный глаз профессионала не мог не видеть в иконе великолепного мастерства в построении плоскостной композиции, использовании насыщенного локального цвета, монументальности и экспрессивности фронтальных фигур и изображений. Обратная же перспектива, исполненная глубочайшего религиозного умозрения (не смертный глядел на икону, а святой лик — на него), в начале века еще считалась «неученой» с точки зрения «правильной» ренессансной перспективы, превращавшей зрителя в точку отсчета.

На полотнах первой крестьянской серии — «ЖницаМалевич К. С. ЖницаЖница. 1928—1929Фанера, масло, 72 x 72Государственный Русский музей», «ПлотникМалевич К. С. ПлотникПлотник. 1928—1929Фанера, масло, 72 x 54Государственный Русский музей», «Крестьянка с ведрами и ребёнкомМалевич К. С. Крестьянка с ведрами и ребёнкомКрестьянка с ведрами и ребёнком. 1912Холст, маслоГородской музей Амстердама (Stedelijk Museum) Музей Стеделек», «Уборка ржиМалевич К. С. Уборка ржиУборка ржи. 1912Холст, масло, 74.5 x 72Городской музей Амстердама (Stedelijk Museum) Музей Стеделек» (все 1912, Стеделик музеум, Амстердам) — хорошо виден решительный перелом в искусстве Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.....

Фигуры крестьян, занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности. Сельские жители, их труд и быт возвеличены и героизированы — сходными свойствами были наделены исполненные сурового пафоса примитивистские деревенские сюжеты Н.Гончаровой Гончарова Наталья Сергеевна Гончарова Наталья Сергеевна [1881—1962] Русская художница-авангардистка. Живописец, график, театральный художник. Её имя в истории русского искусства неотделимо от имени М. Ларионива. Вместе с М. Ларионовым Гончарова активно участвовала в выставках русских футуристов — "Бубновый....

Крестьяне Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальной застылостью черт. Крестьянские физиономии явно хранили воспоминания о сумрачных ликах церковных образов. Вместе с тем, «иконописные» головы крестьянок, молящихся в храме, или лицо деревенского косаря, торжественно предстоявшего на пылающем красном фоне, удивительным образом сочетали каноническую болыпеглазость и обобщенность внеиндивидуальных черт с трехгранными носами и экзотической окраской лиц. Эти острые живописные ходы напоминали о масках Полинезии и негритянских идолах, вдохновивших Пикассо и Брака на кубистические эксперименты.

В замыкавших крестьянскую серию полотнах — «Женщина с ведрамиМалевич К. С. Женщина с ведрамиЖенщина с ведрами. 1912Холст, масло, 80,3 х 80,3Музей современного искусства» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Утро после вьюги в деревнеМалевич К. С. Утро после вьюги в деревнеУтро после вьюги в деревне. 1912Холст, масло, 80.7 x 80.8Музей Соломона Гуггенхайма Нью-Йорк США» (1912, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Голова крестьянской девушкиМалевич К. С. Голова крестьянской девушкиГолова крестьянской девушки. 1913Холст, маслоГородской музей Амстердама (Stedelijk Museum) Музей Стеделек» (1913, Стеделик музеум, Амстердам) — цилиндры и конусы, еще напоминая о породивших их человеческих фигурах и бытовых сюжетах, все более и более обособлялись, начинали вести самочинную жизнь. Формировался новый художественный строй картины: она была призвана воздействовать на зрителя уже не фабулой, темой, а прежде всего выразительной игрой живописных элементов. Они подчинялись собственной пульсации, собственной логике в пространственном расположении, рифмуясь или контрастируя друг с другом. Композиция тяготела к сложной пластической партитуре, насыщенной ритмическими повторами, неожиданными столкновениями или мягкими созвучиями красок, оттенков и линий.

Дальше всего Малевич пошел в «Голове крестьянской девушкиМалевич К. С. Голова крестьянской девушкиГолова крестьянской девушки. 1913Холст, маслоГородской музей Амстердама (Stedelijk Museum) Музей Стеделек». Он смело уравнял по цвету, по фактуре и фон, и лицо, и платок, и одежду, разложив их на строгие геометрические фигуры и снова собрав в условное изображение — ничто не должно отвлекать внимания от постижения живописных вариаций, виртуозно обыгрывающих продуманные сочетания конусообразных элементов, сформированных как бы из единого красочного замеса.

Так, весьма своеобразно были претворены Малевичем Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... уроки французского кубизма — расчленение образов видимого мира на составные геометризированные части и последующее созидание из них картины, отрешенной от натуралистического воспроизведения реальности и претендующей на самостоятельное значение.

КУБОФУТУРИЗМ

Кубистическое разложение форм, усвоенное вслед за Пикассо и Браком, совместилось у отечественных художников с другим знаменательным европейским течением. Футуризм, инициированный итальянскими литераторами и художниками, главным пафосом, доминантой современной жизни полагал динамику, энергетическую мощь становления как такового. В науке и технике, с начала XX века набиравших невиданные скорости в завоевании пространства и времени, футуристы видели локомотивы человеческой цивилизации. Зримый, результативный, многообещающий научно-технический прогресс казался всепобеждающим — и, по мысли футуристов, вся прошлая гуманитарная культура должна была уступить место новой, электрически-машинизированной. В творчестве поэта и литератора Филиппо Томмазо Маринетти, художников Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра и их единомышленников сияющее искусственным светом утопическое будущее нашло своих темпераментных пророков и певцов.

Русские левые, совместив открытия французских кубистов и итальянских футуристов, сумели породить собственный «изм»; срастив приемы, они срастили и словесные определения: кубофутуризм стал оригинальным отечественным направлением в искусстве.

Картина «Точильщик (Принцип мелькания)»Малевич К. С. Точильщик (Принцип мелькания)Точильщик (Принцип мелькания). 1912Холст, маслоКартинная галерея Йельского университета (Картинная галерея Йельского университета), написанная Малевичем Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... в 1912 году, в перспективе времени превратилась в классическое полотно русского кубофутуризма. Вспомогательное название лучше всего говорило о том, чего добивался автор. И, действительно, в радостном повторе бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, в стальном серо-голубом колорите, контрастно оттененном «ржавыми» пятнами цвета, почти что физически ощущается «принцип мелькания» ритмично натачиваемого ножа, в неуловимую долю времени оказывающегося в разных точках пространства.

Кубофутуристические портреты Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве....  — уже упомянутый «Усовершенствованный портрет строителяМалевич К. С. Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна)Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна). 1913Холст, масло, 70 x 112Государственный Русский музей», портрет художника М.В.МатюшинаМалевич К. С. Портрет художника М.В.МатюшинаПортрет художника М.В.Матюшина. 1913Холст, масло, 106,5 х 106,7Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) — воссоздавали человеческий облик, сконструированный из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, в которые выстраивались предметные и фактурные комбинации. Человеческое «лицо» представало на этих портретах как проекция внутренних ощущений, как совокупность впечатлений, в которых художник стремился выразить суть личности.

ПЕТЕРБУРГ 1913 ГОДА

Основные события биографии Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... в 1913 году развертывались в Петербурге, где он оказался в эпицентре «бури и натиска» русского авангарда. Этот год, последний мирный год старой России, начался для художника официальным вступлением в «Союз молодежи». Третьего января Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... был принят в члены содружества вместе с Алексеем Моргуновым, В. Е. Татлиным Татлин Владимир Евграфович Татлин Владимир Евграфович [1885—1953] Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).  Член объединений "Ослиный хвост" (1912), "Союз молодежи"... и другими москвичами. «Союз молодежи» в 1913 году сильно расширился. Помимо включения большого числа новых членов, он объединился с кубофутуристической группой поэтов-будетлян «Гилея» — в нее входили В. В. Маяковский Маяковский Владимир Владимирович Маяковский Владимир Владимирович [1893—1930] Крупнейший русский и советский поэт, художник-авангардист, живописец, плакатист...., Велимир Хлебников, Алексей Крученых, братья Давид и Николай Бурлюки Бурлюк Давид Давидович Бурлюк Давид Давидович [1882—1967] Русский художник и писатель, идейный вдохновитель футуризма. Участник обьединений "Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"...., Е.Гуро Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна [1877—1913] Русская художница, живописец, яркий представитель русского авангарда. Участница художественных объединений "Союз молодежи" и "Гилей"...., В.Каменский Каменский (Посетительский) Василий Васильевич Каменский (Посетительский) Василий Васильевич [1884—1961] Русский художник-авангардист, участник выставок групп "0.10", "Бубновый валет". В 1914 на выставке "№4" в Москве представляет свои "железобетонные поэмы", являющие собой синтез изобразительной графики и слова,..., Бенедикт Лившиц. Недолгое объединение живописцев и литераторов, распавшееся в конце того же 1913 года, увенчалось совместным изданием третьего сборника «Союза молодежи» и знаменательными постановками «первого в мире театра футуристов».