Малевич Казимир Северинович [1978—1935]

  • Страница №8

Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских

 

Следует подчеркнуть, что в «Корове и скрипке» Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... умышленно совместил две формы, две «цитаты», символизирующие различные сферы искусства. Скрипка в кубистической аранжировке вызывает в памяти излюбленные сюжеты Пикассо и Брака, представителей элитарного, высокопрофессионального искусства, корова же нарочито примитивистским рисунком, наивной раскраской обнаруживает истоки своей образности в непритязательных вывесках мясных лавок в провинциальных и столичных городах.

Разномасштабные, разноплановые, разностилевые изображения плебейского домашнего животного и изысканной «королевы музыки» своим иррациональным взаимодействием, конфликтным рядоположением на общей плоскости картины должны были посрамить разум, сковавший творческую волю художников непроницаемыми перегородками «предметов» и «образов», обладавших жесткой иерархической структурой.

«Корова и скрипка» положила начало алогичным, заумным полотнам Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве..... На выставке «Союза молодежи», открывшейся в ноябре 1913 года в Петербурге, он объединил представленные работы в две группы: Заумный реализм и Кубофутуристический реалиям. Разделение было вполне условным: в первую группу попали не только полотна первой крестьянской серии: «Женщина с ведрамиМалевич К. С. Женщина с ведрамиЖенщина с ведрами. 1912Холст, масло, 80,3 х 80,3Музей современного искусства», «Утро после вьюги в деревнеМалевич К. С. Утро после вьюги в деревнеУтро после вьюги в деревне. 1912Холст, масло, 80.7 x 80.8Музей Соломона Гуггенхайма Нью-Йорк США», но и хрестоматийно кубофутуристические «Точильщик (Принцип мелькания)Малевич К. С. Точильщик (Принцип мелькания)Точильщик (Принцип мелькания). 1912Холст, маслоКартинная галерея Йельского университета», «Усовершенствованный портрет строителяМалевич К. С. Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна)Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна). 1913Холст, масло, 70 x 112Государственный Русский музей» и другие. Во вторую — Керосинка, Стенные часы, «ЛампаМалевич К. С. ЛампаЛампа. 1913», Портрет помещицы, Самовар. Слово «реализм» в соединении с уточняющими прилагательными означало, что Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... видел свою цель в прорыве к реальности, лежавшей за пределами предметной иллюзорности.

ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРА "ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ"

Самым громким проектом, взлелеянным в Усиккирко и реализованным в конце года, были спектакли «первого в мире театра футуристов» — трагедия Маяковского «Владимир Маяковский» и футуристическая опера «Победа над Солнцем». Опера, всецело построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности, впервые была показана третьего и пятого декабря 1913 года в петербургском Луна-парке: автором сценария-либретто был Крученых, пролог написал Хлебников, музыку создал М. Матюшин Матюшин Михаил Васильевич Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] ..., оформил постановку Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.....

В тексте Крученых, густо замешанным на зауми, повествовалось о Будетлянских силачах, беспощадно разрушавших все общепринятые нормы здравого смысла. Среди героев оперы числились Нерон и Калигула в одном лице, Путешественник по всем векам, Некий злонамеренный, Разговорщик по телефону, Пестрый глаз, Новые, Авиатор, Забияка, Похоронщики и многие другие невообразимые персонажи. Старое вечное Солнце выступало символом прежнего порядка вещей, подлежавшего искоренению, борьба с ним увенчивалась полной победой Будетлянских силачей: хор в конце первого дейма (неологизм Хлебникова, обозначавший действие) докладывал: «Мы вырвали солнце со свежими корнями. Они пропахли арифметикой жирные. Вот оно смотрите.

В начале оперы, после пролога Будетлянские силачи раздирали занавес надвое — и на ошеломленных зрителей обрушивалось театральное действо. Декорации Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... с фантасмагорическими изображениями-осколками видимого мира, его костюмы, где господствовала безоглядная деформация актерских фигур, создавали в резких лучах прожекторов небывалые сценические эффекты.

Музыкальное сопровождение Матюшина опиралось на его четвертитоновую теорию. В музыке щедро использовались диссонансные аккорды, извлекаемые из расстроенного рояля; звуковую заумную какафонию усугублял хор студентов, поющий невпопад где намеренно, а где случайно. Спектакли, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были прежде всего на вселенский скандал — и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию. Зрители в переполненном зале, неведомо для них самих, включались в представление как своеобразные со-творцы. Глумливая рецензия одного из современников зарегистрировала этот эффект: «Второй спектакль был посвящен опере Победа над Солнцем, которой предшествовал пролог Велимира Хлебникова, под названием Чернотворские вестугчки. Читал пролог А.Е.Крученых, на фоне занавеса, сделанного из обыкновенной простыни, с намалеванными на ней «портретами» самого Крученых, Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... и Матюшина. Что это был за «пролог«, можно судить по тому, что в нем преобладали такие нечеловеческие выражения: Бытавы, укравы, мытавы... Кое-что публика, впрочем, поняла, а именно, что скоро до нее долетят звуки из какой-то «трубарни». Так как футуристы не хотят быть похожими «на всех», то занавес, после пролога, был не сдернут, а разорван пополам. Дальше пошла, с позволения сказать, «опера». ... В конце концов это становилось скучным, и на помощь выдыхавшимся футуристам пришла сама публика. Почти после каждой реплики в публике раздавалось какое-нибудь остроумное словечко, и скоро в театре сделалось вместо одного два представления: одно — на сцене, другое в публике. Редкую «музыку» заменял свист, кстати сказать, очень гармонировавший с сумасшедшими декорациями и тем бредом, который раздавался со сцены».

Сами авторы, оценивая впоследствии эпохальное значение спектаклей, выделяли то, что не сумели понять зрители-современники. М. Матюшин Матюшин Михаил Васильевич Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] ... так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием... вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте». Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук М. Матюшина Матюшин Михаил Васильевич Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] ... расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю и в небо. Мы открыли новую дорогу театру...».

Небезынтересно отметить, что американская реконструкция оперы, осуществленная Шарлоттой Дуглас и Альмой Лоу в 1980 году в Лос-Анджелесе, особый отклик получила у поклонников рока, увидевших в Победе над Солнцем первую рок-оперу — жесткий антиэстетизм, нигилистическое развенчание «разумной действительности» оказались созвучными бунтарям, чья динамика и общественная энергетика столь полезны, необходимы устойчивому западному социуму.

От эпатажных футуристических спектаклей протянулся мощный след в искусстве XX века. Работа над декорациями и костюмами к опере была впоследствии осмыслена Малевичем Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... как становление супрематизма.

РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА

С наступлением XX века в искусстве все с большей и большей интенсивностью вершились грандиозные процессы рождения новой эпохи, равной по значимости Ренессансу. Тогда произошло революционное открытие реальности, окружающего мира, сейчас  художники с невероятным напряжением утверждали «новую реальность», полновластными творцами которой являлись они сами и которая, по их мнению, была абсолютно равноправна с действительностью.

Идеи «соборного творчества», культивируемые символистами, специфически преломились в среде художников-реформаторов, отвергавших символизм, воевавших с ним. В понимании русского авангардиста высшая ступень творческого самоутверждения достигалась не столько даже изобретением нового слова в искусстве, сколько созданием на его основе цельного направления, с названием, развитой теорией и обязательно кругом приверженцев и последователей. В идеале все эти ипостаси — художника, теоретика, лидера-организатора — должны были совмещаться в одном лице. Героев рождало время, и в русском искусстве появились личности титанические, универсальные, возрожденческие по созидательной мощи; сейчас, к концу нашего века, все отчетливее осознается значение таких фигур, как Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., В.Кандинский Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса...., В. Е. Татлин Татлин Владимир Евграфович Татлин Владимир Евграфович [1885—1953] Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).  Член объединений "Ослиный хвост" (1912), "Союз молодежи"....