Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских
К художественным лидерам могли быть отнесены и
, и , и ; вместе с тем, в русском авангарде было немало и просто честолюбивых людей, желавших главенствовать среди коллег. Так, распад «Союза молодежи» подоплекой имел претензии некоторых, не очень значительных живописцев, на положение «вождей и руководителей».Новая попытка широкого объединения левых живописцев была предпринята на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В», открывшейся в марте 1915 года в Петрограде. Ее пышный титул объяснялся тем, что участники решили публично выступить под общим именем футуристов. Трамвай В (случайное название эпоха сама превратила в символ — трамваи зазвенели в русской культуре) стал ареной утверждения трансрационального, заумного, сверхлогического искусства. Художники вместе с поэтами-единомышленниками продолжали атаковать общественные представления о «правильном искусстве» и крушить обветшавший мир причинно-следственных связей. Пассажиры сумасшедшего трамвая заявили, что у них нет желания ни отражать, ни подражать окружающей действительности; алогичные, шокирующие полотна Дама у афишного столбаДама у афишного столба. 1914», «Дама в трамваеДама в трамвае. 1913», «Швейная машина». В «Англичанине в МосквеАнгличанин в Москве. » и «АвиатореАвиатор. 1914Холст, масло, 125 x 65Государственный Русский музей» с их диковинными, загадочными изображениями, непонятными фразами, буквами, цифрами подспудно звучали отголоски декабрьских спектаклей, равно как и в Портрете художника М.В.МатюшинаПортрет художника М.В.Матюшина. 1913Холст, масло, 106,5 х 106,7Государственная Третьяковская галерея, композитора оперы «Победа над Солнцем». Против же номеров 21-25, заканчивающих список работ в каталоге, было вызывающе проставлено: «Содержание картин автору неизвестно». Быть может, среди них скрывалась картина с современным названием «Композиция с Моной ЛизойКомпозиция с Моной Лизой. 1915—1916Холст, масло, графитный карандаш, коллаж, 71 x 54Государственный Русский музей». Рождение супрематизма из алогичных полотен с наибольшей убедительностью проступило именно в ней. Здесь есть уже все, что через секунду станет супрематизмом: белое пространство-плоскость с непонятной глубиной, геометрические фигуры правильных очертаний и локальной окраски, которые трудно заподозрить в связях с каким-либо предметом или явлением действительности. Плоскости вступают в особые взаимоотношения друг с другом и с белым фоном; примечательно, что геометрические фигуры «частично затмевают» уходившие под них изображения. Две ключевые фразы, подобно надписям-сигналам немого кино, выплывают в «Композиции с Моной Лизой» на первый план, и обе — из постоянного набора фраз в алогичных картинах. Дважды выписано «Частичное затмение»; газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом — «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград». Смысловая ассоциативность надписей придает «Композиции с Моной Лизой» значение художественного манифеста.
, , своей иронией и абсурдом взрывали законы обыденного здравого смысла, объявленного заклятым врагом настоящих творцов. Эти бунтарские настроения носились в воздухе времени, наэлектризованном неслыханными научными открытиями, вдребезги разбившими механистическую устойчивость Вселенной. Эпоха переживала потрясение всех основ; разразившаяся мировая бойня, слепая жестокость социальных катастроф заставляли усомниться в какой бы то ни было разумности действительности. Совсем скоро, менее чем через год после бешеного рейса Трамвая В, далекие единоверцы русских кубофутуристов поскакали на игрушечных лошадках «да-да» раздавать свои «пощечины общественному вкусу». Отгороженные друг от друга войной, независимо друг от друга русские заумники и европейские дадаисты (поэт Тристан Тцара, писатели Хуго Балл и Рихард Хюльсенбек, художники Марсель Дюшан, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Макс Эрнст и другие) устремились к новой реальности по ту сторону рационального, разумного, логического. На выставке Трамвай В представил шестнадцать работ: среди них кубофутуристические заумные холсты «Образ «квартиры» не раз встречается впоследствии в текстах
; «квартира», «дом», «раковина» стали у художника символами эксплуатации чистого искусства: «Искусство всегда строило свой мир, и в том, что в его мире находили себе квартиру другие идеи, оно невиновно, дупло в дереве вовсе не предназначено для птичьего гнезда...».Собственное «частичное затмение», пережитое Моной Лизой, похищенной из Лувра в начале 1910-х годов, необычайно актуализировало ее образ. В картине-манифесте
ей, в силу своей популярности, суждено сыграть роль ненавистного лика старого искусства, старой живописи, подчиненной внеположным искусству целям. Ироническое «передается квартира» помещено под перечеркнутым портретом Моны Лизы, вырезанным из открытки (по свидетельству ученицы , леонардовскую даму для полного развенчания принудили еще и цинично «курить» — к ее устам был прикреплен настоящий окурок, впоследствии утерянный).Подсознание
не случайно выталкивало на поверхность алогических полотен назывное предложение «частичное затмение». «Полное затмение» произошло в его историческом Черном квадрате на белом фоне (1915), где и была осуществлена настоящая «победа над Солнцем»: оно, как явление природы, было замещено, вытеснено соприродным ему явлением, суверенным и природоестественным — квадратная черная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения. Откровение настигло во время работы над вторым (так и не осуществленным) изданием брошюры Победа над Солнцем. Готовя рисунки в мае 1915, он сделал последний шаг на пути к беспредметности. Весомость этого самого радикального в своей жизни перелома он осознал тотчас и в полной мере. В письме к Матюшину, говоря об одном из эскизов, художник написал: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, но уже к концу лета имя появилось. Соратник Хлебникова и Крученых,
любил и умел сочинять новые слова. «Супрематизм» стал самым известным среди них. Рождение слова-термина ускорило одно непредвиденное обстоятельство.После нашумевшего Трамвая В большинство его участников готовилось к новой эпатажной акции. Мартовскую выставку субсидировал и устраивал молодой живописец
(1892 — 1956) вместе с женой Ксенией Богуславской (1892 — 1972), большой любительницей скандальных «бу-у-умов». Петербургская квартира супругов на Гатчинской улице с 1913 года превратилась в гостеприимное место сборищ артистической богемы.Привлекательный, открытый нрав
, энтузиастически преданного всякому формотворчеству, его материальная обеспеченность и щедрость — в отличие от многих соратников супруги принадлежали к состоятельным людям — как бы сами собой подталкивали к роли организатора.Летом 1915 года молодой петербуржец приехал в Москву договариваться о дальнейших совместных предприятиях и посетил мастерскую
. Его визит был неожиданным для художника, в полной тайне работавшего в те месяцы над созданием небывалых полотен: свеженаписанные абстрактные картины были развешаны по стенам. справедливо полагал, что открытое им художественное пространство должно привлечь многих живописцев, напряженно искавших новые пути. Он ревниво, как вообще все авангардисты, относился к своему приоритету в формотворчестве, — а здесь речь шла ни много ни мало о том, что отечественные художники, разрабатывая самостоятельное направление, впервые могли стать независимыми от новаций европейских коллег.Однако петербуржец, хоть и увидел ослепительные композиции, совсем не помышлял о захвате лидерства, как то померещилось москвичу-затворнику, и охотно принял его главенство.