Крамской Иван Николаевич [1837—1887]

  • Страница №4

Крамской и его учение. 1945. Автор: Н. Машковцев. Издательство «Искусство»

Русское общество жило тогда в великом возбуждении. Одна за другой появлялись статьи Чернышевского, Писарева, Добролюбова. Потрясались основы старой эстетики. Идейный реализмизм становился общей эстетической платформой. В искусстве на первый план выдвигалась обществетвенная сторона. В чем видели тогда призвание художника? В одной из бесед с Репиным Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... дал ответ на этот вопрос. Он считал, что если художник и не может быть руководителем общества — это слишком, то должен быть хотя бы выразителем важных сторон его жизни. Художник тесно связан с обществом, живет его идеалами и в своем искусстве эти идеалы воплощает. Отображать свой народ, свою страну — вот что ставилось первой задачей перед художниками поколения Крамского. Прежде всего нужно было отказаться от всякого подражания классическим образцам, как бы высоки они ни были. «Русскому пора, наконец, становиться на собственные ноги в искусстве, пора бросить эти иностранные пеленки; слава богу, у нас уже борода отросла, а мы все еще на итальянских помочах ходим. Пора подумать о создании своей русской школы национального искусства». Крамской очень хорошо понимал, что художественная форма неразрывно связана с содержанием и обусловлена им. Поэтому она единственная и неповторимая, заново возникающая каждый раз. Вот почему искусство не может пользоваться чужой, заимствованной формой. Русский художник, говорил Крамской, и видит по-другому, нежели художник западноевропейский. Здесь под словом «видит» нужно, очевидно, понимать нечто гораздо более широкое, чем чисто зрительное восприятие. Сюда входит направленность художника неопределенным явлениям, непрестанная работа ума и живое чувство, деятельность которых Крамской никогда не отрывал от восприятия художника.

Он категорически утверждал, что «искусство может быть только национально, непременно национально и никаким другим быть не может» Но вместе с тем самую природу искусства он понимал очень широко, в полном соответствии с широтою своего гуманистического мировоззрения.

«Чтобы быть в искусстве национальным, об этом заботиться не нужно,— необходимо только предоставить полную свободу творчеству. При полной свободе творчества национальность, как стихийная сила, естественно, как вода по уклону, будет насквозь поопитывать все произведения художников данного племени, хотя бы художники, по личным своим симпатиям, и были далеки от чисто народных мотивов».

«Не знаю, к чему предназначен русский народ, будет ли и с ним то же, что с нациями более зрелыми, которым, как вы говорите (и это совершенно верно), что для них не человек важен,  а  краски, эффекты  и  внешность,  то,  что именно и есть живопись и только живопись, — или он удержит теперешние родовые черты свои».

«Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху,—писал он Репину Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,...,— но как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника — сердце?» Вот идеи, лежавшие в основе той новой эстетики русской живописи, которую проповедывал Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... и которую реализовали замечательные русские художники 60—80-х годов.

Свои взгляды Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... умел излагать просто и ясно. Еще в школе Общества поощрения художеств, где он преподавал, уйдя из Академии, Крамской развивал перед учениками свое учение о рисунке и композиции. Наблюдение жизни и работу с натуры Крамской полагал единственной основой обучения живописи. Действительность, реальность таит в себе содержание бесконечно более глубокое, чем то, которое навязывает ей произвол художника. Искусство художника состоит в том, чтобы, «вскрыть природу уму человека» (выражение Крамского). Натура является единственным учителем. Не поправлять, а понять ее должен художник. Меняется поэтому самое понятие красоты.

Красота содержится в самой натуре, и поэтому художник не имеет права исправлять ее сообразно своим, предвзятым эстетическим представлениям, но должен почувствовать красоту в натуре, в действительности. Таков путь к постижению русской национальной красоты, недоступной для тех, кто подходит к действительности с заученной академической меркой.

Об этом замечательно ярко рассказано у Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,...: «...из подъехавших троек-саней в дом ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах. Они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки. В общей суматохе быстро загремели стулья, задвигались мольберты, и живо общий зал превратился в этюдный класс. Красавицу посадили на возвышенье, в кресло незатейливой архитектуры. Кругом везде мольберты и художники с палитрами. Голос Крамскго Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... заставил меня очнуться.
— Однако же и на вас как сильно действует красота! — сказал он, назвав меня по имени.

Я так сконфузился, что хотел было уйти, но что-то удерживало меня здесь.   Оправившись, я стал глазеть из-за спин художников. Журавлев увеличил ей глаза, сузил нос, лицо ее смуглое подбелил; вышло не то и хуже, несмотря на явное  желание   приукрасить. Ну, можно ли ее приукрашать! У Морозова выходило этюдно, без  жизни и цветисто; в натуре такая матовость. У Шустова красиво и очень похоже, только эскизно, не нарисовано. Наконец я добрался и до Крамского Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.... Вот это так! Это она! Он не побоялся верной пропорции: у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску! И конец  носа  шире  междуглазья, так же, как у нее, и какая прелесть! Вся эта  теплота очарования вышла только у него…» Вот отношение к натуре, которое лежало в основе эстетики Крамского. Вот путь к пониманию и воссозданию национальной красоты в искусстве. Как ученик и верный последователь учения Крамского выступает здесь Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,....