Крамской Иван Николаевич [1837—1887]

  • Страница №5

Крамской и его учение. 1945. Автор: Н. Машковцев. Издательство «Искусство»

Не менее важно новое понимание композиции. Об этом также есть драгоценная запись у Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,.... Однажды Репин был приглашен к Бруни, тогдашнему ректору Академии художеств. Бруни упрекал Репина в неумении компоновать. «Я вам советую ,—сказал он,— вырежьте из бумаги фигурки вашего эскиза и попробуйте передвигать их на бумаге одна к другой, дальше, ближе, выше, ниже, и когда группировка станет красива, обведите карандашом и вырисовывайте потом».

«Это был хороший практический совет старой школы, но мне он не понравился: я даже смеялся в душе над этой механикой. Какое сравнение с теорией того (т. е. Крамского Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят...), подумал я, вздохнув свободно на улице. Разве живая сцена в жизни так подтасовывается? Тут всякая случайность красива. Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо… А это что-то вырезывать да передвигать... Воображаю, как он расхохочется!..» В этом сопоставлении двух методов композиции заключена целая философия живописи. Художник-реалист с великим уважением относится к жизни, он не будет перестраивать ее по своему произволу. В цепи случайных явлении, из которых складывается жизнь, он сумеет найти закономерность. Тогда откройся  перед ним красота   действительности, ничем не замутненная, ничем не искаженная. Тогда откроет он природу уму каждого человека. Вот основы искусства новых русских художников, выношенные умом Крамского Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... и воплощенные в живописи передвижников и прежде всего Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... и Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ....

Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... придавал огромное значение взаимному общению художников. Артель отлично исполняла эту функцию. «Товарищи по артели,— пишет Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,...,— относились друг к другу очень строго и серьезно, без всяких галантерейностей, умалчиваний, льстивостей и ехидства. Не было у них мелкой замкнутости, каждый чувствовал себя в кругу самых близких, доброжелательных, честных людей. Каждый артельщик работал откровенно, отдавал себя на суд всем товарищам и знакомым. В этом почерпал он силу, узнавал недостатки и  рос нравственно».

Но это общение между собой касалось лишь внутренней жизни художников и не разрешало еще вопроса об общественном значении искусства. А между тем именно эта сторона и была самым важным результатом всего нового направления  живописи.

В 1865 году Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... устроил в Нижнем-Новгороде большую выставку картин членов артели. Каждый год в конце лета в Нижнем происходила так называемая Макарьевская ярмарка, грандиозный всероссийский торг, собиравший торговых людей со всей Руси, привозивших с собою несметное количество всевозможных товаров. Организуя выставку в Нижнем, Крамской предполагал двинуть ее дальше, вниз по Волге. Неизвестно, почему он не осуществил полностью свой план, но в Нижнем выставка имела крупный успех. Это была первая демократическая выставка в России.

Идея передвижных выставок возникла в среде московских художников. Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы...., Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое..., Вл. Маковский Маковский Владимир Егорович Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину "Мастерская художника"; в..., Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... и др. поручили Мясоедову обсудить эту мысль с петербуржцами. Дело было решено при самой горячей поддержке Крамского Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., которому товарищи вручили бразды правления и который в течение десятилетия ведал выставками, зорко следя за развитием искусства и выдвигая вперед все то, в чем он видел осуществление своих чаяний. За это время вполне определились такие художники, как Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ..., Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., Маковский Маковский Владимир Егорович Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину "Мастерская художника"; в..., Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник...Васильев Васильев Федор Александрович Васильев Федор Александрович [1850—1873] Русский живописец-пейзажист. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников (1863-1867). Учился в Академии художеств, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. Современники.... За это время были написаны лучшие портреты Перова, крестьянские жанры Морозова и Максимова, пейзажи Саврасова Наконец на этот-же период времени падает расцвет   творчества   самого   Крамского.

Первая передвижная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Академии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Москву и затем в Киев. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десятилетий объединяла всех передовых художников России и сделалась синонимом русского национального искусства. Все лучшие картины передвижников приобретал Третьяков для своей галлереи, советуясь с Крамским Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., Прянишниковым Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое... и позднее с  Репиным Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,.... Статьи Стасова о передвижниках утверждали прогрессивное значение национального реалистического искусства. Художники, и прежде всего Крамской, вели борьбу за новое искусство открыто, с полным сознанием своей правоты.
Главным критерием была народность искусства. В воспоминаниях своих о передвижнике Максимове Репин изображает, как сам «...Крамской, человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать наслаждение этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину,— говорил Иван Николаевич, глубоко растроганный».

Так,  пожалуй,  можно  было  бы    сказать и о большинстве картин передвижников.

Когда в 1869 году Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... впервые попал в Париж и осматривал там выставки с их тысячами картин всех школ и направлений, то он сделал тогда один общий вывод, который не поколебался и позднее. «Правда, — писал он Стасову, — много вещей замечательных по живописи, по колориту, но мало, почти совсем нет вещей, трогающих сердце». Крамской несомненно думал о передвижниках, когда писал эти строки: их искусство трогало за сердце и будило мысль.