«Культурный код» Марии Барковской. 2023. Автор: Решетникова Анна
Ставший ежегодным проект Art Russia ориентирован на усиление интереса к российскому современному искусству и его развитие. В нынешнем 2023 году мероприятие прошло с 30 марта по 2 апреля в московском Гостином дворе под манифестом – поиск русского культурного кода. Но как бы декларативно не звучала миссия выставки, площадка объединила довольно смелые и сильные по художественному высказыванию работы современных российских художников. Среди них
, архитектор, художник, сегодня – участник российских и международных пленэров и выставок. Ее работы органично поддержали тематику мероприятия, ведь своим творчеством Мария возрождает интерес к русской культуре, уходящей своими корнями в славянской эпос и мифологию. Специально для Art Russia fair 2023 арт-дилер Ольга Скитович выбрала 4 работы, написанные Марией за последние годы.Привлекающая внимание и масштабом, обилием цвета и сусального золота картина «Культурный кодКультурный код. Холст, масло, сусальное золото, 170 x 170» была видна практически с любой точки выставочного пространства. На первый взгляд, композиция в виде женской головы крупным планом будоражила, довлела визуально, удивляла. Но за визуальным эффектом зашифрован ключ к прочтению, скрытый в изображении: у девушки завязаны глаза, она словно погружена в свои мысли, отрешившись от реальности. Сможем ли мы последовать ее примеру, отказавшись от мимолетных трендов и мейнстримов и выбрать собственные жизненные ориентиры – вопрос риторический. Мария, кажется, свой выбор уже сделала – достаточно погрузиться в воссозданный ею сказочный, фольклорный мир, тесно связанный с русской культурой.
Тонкая связь миров материального и духовного заложена в арт-объекте «Время рекаВремя река. Старинный сундук, масло, 100 х 52 ». По образной эстетике работа близка к билибинским акварелям начала XX века, но в современном прочтении. В качестве изобразительной плоскости была выбрана крышка старинного сундука из городка Гороховец Владимирской области, а сюжет воплощен масляными красками, в котором женский образ перекликается с личностью сильной характером Марфы-посадницы, жившей в тех местах в XV веке. Именно женщине в красном расшитом сарафане в окружении воды как средоточии мощной силы отведена особая роль постоянной хранительницы, берегини семьи.
Издревле на Руси мужчина вырезал своими руками для своей любимой подарок – прялку, ставшую главной героиней на холсте «Поколения» из серии «Русский гаджет»Поколения. Серия «Русский гаджет». Холст, масло, сусальное золото, аппликация старинным платком, 100 х 100. Более десятка прялок в пространстве картины объединены идеей сакральной для русского человека вещи, но эстетически доработанной, искусно вырезанной и расписанной, символом кропотливого ручного труда, в глобальном смысле – продолжающейся жизни, какой бы рутинной она не была. Украшенные цветочными мотивами и абстрактными житийными сценами – такими они получились у Марии, некоторые из которых контрастно выделились и зубчатой формой, и ярко-розовым цветом на неоново-бирюзовом фоне. Любопытно, что композиция «Поколения» особенно приглянулась посетителям мужского пола. Может, сработала родовая память?
Также горячий отклик вызвал символичный «Черный коньЧерный конь. Холст, масло, старинные кружева, сусальное золото, 170 х 100». Дополнив станковую плоскость живописи фрагментами старинных кружев и сусальным золотом, художник добился эффекта «сделанности», обогатив изобразительную плоскость фактурой, которую зритель с удовольствием открывал для себя. Интересен и сюжет, в котором оригинально обыграна исконно русская традиция избавления от недуга: ложиться на спину взмыленной после долгого бега лошади в нижнем нательном белье. Правда здесь черный конь получил максимально современный облик автомобиля, но со стилизованным орнаментом в духе «мезенских коников» игривого розового цвета.
«Сейчас период обращения к себе, к богатствам ресурсов нашей страны, культуры, достояния», – убеждена Мария. Но ее живопись не только про поиск культурного кода. Средствами монументальной живописи, абстрактными формами, применяя многослойные техники и сусальное золото, она поразмышляла о поисках своего «я» и собственного уникального пути через призму истории своего рода. Одновременно с этим обратилась к своему зрителю, предложив ему погрузиться в «себя», нащупать или убедиться в верности выбранных духовных ориентиров, вспомнить предков и просто получить эстетическое наслаждение.