Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №3

Лирические пейзажи С.Ю. Жуковского первых лет XX века. 1980. Автор: Горелов М.И.

Образ природы получал власть над зрителем, одновременно воссоздавая образ творца и словно рассказывая попутно, как художник работал, как хотел свежие впечатления от природы передать в специфических формах своей живописи, каким путем сочетал неудержимый размах поэта и осторожность ювелира, как увлекался до самозабвения и вновь возвращался к действительности. В живописи XX века зритель рядом с произведением видел автора, его созидателя.

Сказанное характеризует все новое русское искусство XX века, представителями которого являлись передовые художники, и среди них прежде всего один из учителей Жуковского, А.Е. Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,.... Перешли к нему и такие пейзажисты, как П.И. Петровичев Петровичев (Кузьмичев) Петр Иванович Петровичев (Кузьмичев) Петр Иванович [1874—1947] Русский, советский художник-пейзажист. Член Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.  ... и Л.В. Туржанскиq Туржанский Леонард (Леонид) Викторович Туржанский Леонард (Леонид) Викторович [1875—1945] Русский живописец-пейзажист. Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1895), Строгановском художественно-промышленном училище (1896 – 1897) и МУЖВЗ (1898 – 1909) у В. Бакшеева, А. Степанова, В. Серова и К. Коровина..... В этом переосмыслении своего искусства Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... был типичным художником своего времени. Его новаторство состояло в том, что он приобщил к этим переменам русский лирический пейзаж, придав ему неповторимую оригинальность. Независимо от того обладали ли его пейзажи камерной замкнутостью или декоративной броскостью, рядом с ними возникал неизменно и образ художника, который представал перед зрителем не только в момент завершения картины, но и в момент страстной работы над ней, когда смешиваются краски, видны взмахи кисти, срезы шпателя, когда сам творец красоты раскрывается во всей своей увлеченности творчеством, что выражается в виртуозных движениях рук, в горящем, пронизывающем взгляде, в побледневшем, вдохновенном лице.

Жуковский вступил в новый век всесторонне подготовленным пейзажистом, в творчестве которого нашли отражение как прогрессивные традиции, так и опыт современной живописи. Один из критиков писал о нем в 1903 году: «Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... — художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: все десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе».

Его искусство привлекает правдивостью и подкупающей откровенностью, волнующей эмоциональностью. Жуковский в целом художник оптимистического склада. И, может быть, поэтому он редко изображает бури и грозы, моросящие осенние дожди или хмурые туманы. В его искусстве почти нет ни знойного лета, ни холодной зимы. У него, как правило, не встречается изображений русского Севера или экзотической южной природы. Марины и виды гор возникают как исключение. Жуковский — художник Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д....  пейзажа средней полосы России.

Русская природа сурова и одновременно безмятежна, ласкова и приветлива к человеку, и искусство Жуковского, отображающее эту природу, словно вторит ей. Оно наполнено мужественностью и волевой собранностью и одновременно одухотворено лиризмом чуткой поэтической души. В этом контрасте заключается все существо индивидуальности художника.

В творчестве Жуковского начала XX века прослеживается многообразие идейных исканий. Он является продолжателем линии саврасовского и левитановского пейзажа, связанного с выражением сочувствия народу, его бедности, его бесприютной жизни. Эти идеи переданы в его деревенских пейзажах начала 1900-х годов. Такие произведения отражают взгляд интеллигента на природу и связанную с ней жизнь народа и окрашены тонкой лирической грустью.

Другое ведущее направление его исканий характеризуют картины природы, в которых передана радость созерцания ее вечного обновления. Это прежде всего многочисленные пейзажи, посвященные весенней природе.

По тематическому содержанию произведения Жуковского могут быть подразделены на чисто пейзажные и такие, где природа сосуществует с усадебной и реже с деревенской архитектурой.

В творчестве Жуковского в эти годы обнаруживается тенденция к использованию более звучных тонов, более ярких и контрастных красочных гамм, чем в живописи предшествующего периода. Кроме того, появляются декоративные элементы, прежде всего в интерьерной живописи, что мы наблюдаем в его картине «Вечерний аккорд» (1902). Декоративность усиливала общую выразительность произведения, но не нарушала перспективного построения и иллюзорности пространства, не вела к упрощению и примитиву. Сочетание разных способов и приемов в творчестве Жуковского являлось новаторством и было особенно характерно для его зрелого периода.

В первое десятилетие Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... уделяет большее, чем прежде, внимание изображению человеческих фигур в жанровых пейзажах. Эти произведения отражают интерес художника как к его современности, так и к историческому прошлому.

Почти ничего не известно о жизни Жуковского в первые годы по окончании Московского Училища. Сохранившийся отпускной билет позволяет предположить, что с апреля по октябрь 1901 года Жуковский вместе с женой уезжал из Москвы для работы на природе. Судя по картинам с изображением озера Сенеж, относящимся к этому времени (Ярославский художественный музей, Художественный музей БССР), он находился в Московской губернии. В 1902 году он проживает в летнее время в Хотькове, где, в частности, пишет вид Покровского женского монастыря (собрание Е. М. Залкинд, Москва). В 1903 году Жуковский проживал в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, с которой отныне будет связан многолетний период его творческой жизни. В том же году он останавливался в Ялте, на улице Почтовая (Гранд-Отель). Весной 1904 года был прописан в Звенигороде в монастыре. В результате напряженной работы им было написано большое количество картин и этюдов, которые появились на передвижных выставках и Первой выставке этюдов, рисунков и эскизов в 1903 году. С 1900 по 1905 год более пятидесяти произведений Жуковского было показано на выставках Товарищества.

О Жуковском знали не только в Москве, но и в Петербурге. Его творчеством живо интересовался С. П. Дягилев, один из активных деятелей «Мира искусства». В 1902 году в момент острого столкновения и состязания между «Миром искусства» и группой «36-ти»  С.П. Дягилев пишет В.А. Серову Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....: «Затем я чрезвычайно стою за приглашение Жуковского и Чиркова, а потому убедительно прошу тебя зайти к ним и посмотреть, есть ли что-нибудь порядочное, и в таком случае пригласить обоих на выставку».