М.В. Нестеров. 1966. Автор: Л.В. Мочалов
Как это ни парадоксально, мужчины в нестеровских произведениях смиреннее женщин. В последних больше внутренней страсти, душевной смуты, мятежного духа. Героини ЛисичкаЛисичка. 1914Холст, масло., 101 x 127Государственная Третьяковская галерея» уже обрели мир своей души. Монахи из картины «Под благовестПод Благовест. 1895Холст, масло., 159 x 124Государственный Русский музей» находят путеводную нить: один — в духе, другой — в букве христианского учения. Сергий в «Юности преподобного СергияЮность преподобного Сергия Радонежского.. 1892—1897Холст, масло., 247 x 229Государственная Третьяковская галерея» также уже узрел свой идеал и своим житием лишь утверждает его для других. Но ни Христова невеста (в работе 1887 года), с тихим омутом ее души, слепо бредущая неизвестно куда, ни героиня в картине «На горахНа горах. 1896Холст, масло., 160 x 160Киевский национальный музей русского искусства», истомленная своей мукой и не находящая себе места, ни блуждающие женские души в картинах «ДумыДумы. 1900Дерево, масло., 66 x 54Государственный Русский музей», «ФленушкаФленушка. 1920-еХолст, масло, 74,3 x 79Государственная Третьяковская галерея», «Родина Аксакова» не нашли себя, не обрели желанного мира и покоя. Смута земных страстей не дает душевного покоя Христовой невесте в одноименной картине 1913 года. В «Святой РусиСвятая Русь. 1901—1905Холст, масло., 233 x 375Государственный Русский музей» старцы и нищие странники пришли к Христу, принесли ему свои беды и печали. Но женщина, стоящая в центре картины, ни к кому не пришла. Да и разве может она отдать кому бы то ни было свою печаль?
словно бы менее «послушны» ему, нежели его герои. И пустынник, и мечтатели — в одноименных произведениях, и старцы в картине «Ее «родную сестру» мы узнаем в центральной фигуре картины «Великий постриг». Несмотря на название картины, сама постригаемая отодвинута художником на задний план. Она изображена во второй тройке, ее поддерживают старухи. Основное внимание в печально торжественной процессии привлекают фигуры двух красивых женщин-послушниц. Их выделяют белые, расшитые голубыми цветами накидки. Одна из них, идущая впереди, грустно склонила голову. В ее облике — умиротворенная покорность, чистота юной голубицы. По контрасту с ее плавной «склоненностью» подчеркнуто выпрямлена фигура женщины, изображенной в центре. Ее холодно-бледное лицо, алые, чуть приоткрытые губы говорят о несмиренной страстности натуры.
Похожее сопоставление характеров мы находим в картине «ДумыДумы. 1900Дерево, масло., 66 x 54Государственный Русский музей». Близок к центральным образам «Великого пострига» и «Святой РусиСвятая Русь. 1901—1905Холст, масло., 233 x 375Государственный Русский музей» образ старшей женщины в картине «ЛетоЛето. 1905Холст, масло, 117 x 177Ивановский областной художественный музей».
Итак,
повторяет и варьирует один и тот же тип, отводя ему в своих картинах центральное место. Это обстоятельство немаловажно, если учесть, что некоторые дореволюционные исследователи видели идеал художника в «кротости» и «согбенности». Нельзя сказать, что женщины, о которых только что шла речь, «согбенны». Они несут свою муку с высоко поднятой головой. В их смирении читается не кротость, а гордость. Их неприступно окаменелые лица таят грозную душевную драму.Как известно, На горахНа горах. 1896Холст, масло., 160 x 160Киевский национальный музей русского искусства». Женщина, не находящая выхода своей душевной смуте, одиноко бродит над Волгой. Вторая, неосуществленная картина должна была изображать встречу тоскующей женщины с героем романа. Третья картина — «За ВолгойЗа Волгой. 1905Холст, масло., 136 x 132Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина» — обнаруживала наметившийся разрыв между героями. В четвертой картине женщина ищет спасения в монастыре («Великий постриг»). Пятая — эпилог романа. Ни уход от мира, ни бог не принесли успокоения измученной душе. Героиня кончает с собой, бросаясь с высокого берега в Волгу. Несмотря на то что эта картина осталась ненаписанной, она показывает направление мысли автора. Очевидно, неумолимая логика жизни влекла -художника именно к трагическому разрешению коллизии. И тут уж -проповедник ничего не мог поделать.
был задуман целый цикл произведений, посвященных трагической женской судьбе. Он представляет собой как бы роман в нескольких картинах. Первая картина — «Разумеется, такой финал «романа» никак не укладывался в схему христианской проповеди смирения и покорности судьбе. Смерть героини, конечно, же, «бунт», пусть не вылившийся наружу и оставшийся лишь в душе
. Видимо, чувство художника было менее правоверным христианином, чем его рассудок. Но зато оно оказывалось и безошибочнее. Обмануть его было труднее. Рассудок легче поддавался обману, будь то обман воспитания, эпохи или самообман.ТАЛАНТЛИВОЕ — ИНДИВИДУАЛЬНО
В своей книге воспоминаний «Давние дни» Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея»), замечает, что идущую по дороге женскую фигуру «приписал» приятель Николай Павлович Чехов, брат знаменитого писателя. «Подобные случаи сотрудничества художников в те времена,— добавляет ,— бывали нередко: сказывали, что пейзажные фоны на «Охотниках на привалеОхотники на привале. 1871Холст, масло., 119 x 183Государственная Третьяковская галерея» и «ПтицеловеПтицелов. 1870Холст, масло, 82,5 x 126Государственная Третьяковская галерея» написаны были , а медведи на «Утре в сосновом лесуУтро в сосновом лесу. 1889Холст, масло., 139 x 213Государственная Третьяковская галерея» , на марине же «А.С. Пушкин на берегу Черного моряА.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897Холст, масло., 186 x 141Одесский художественный музей» Пушкин приписан ».
, говоря о картине «Просека» (очевидно, имеется в виду «Невозможно представить, чтобы человеческая фигура или пейзаж в картинах самого
были «приписаны» кем-либо из его добрых друзей художников. Молодой еще мог позволить себе подобное сотрудничество, оставшееся в его творческой практике единственным. В целом же представители нового поколения русских художников, среди которых можно назвать имена и , и , и , и многих других, уже не призывали себе на помощь специалистов по изображению тех или иных объектов природы. И это — знаменательное свидетельство изменения подхода художников и к действительности, и к искусству. Специализация в области жанра, пейзажа, портрета если и сохранилась, то перестала определять творческое лицо мастера. Особую ценность приобрело личное отношение к изображаемому, поэтому совмещение в одной картине двух разных художнических «видений» и манер было бы просто абсурдным.— один из тех художников, на всем творчестве которого лежит печать яркой самобытности. То, что написано , не могло быть написано никем другим. У него своя тема, свое настроение, своя музыка красок. Эпитеты «нестеровский», «нестеровские» прочно вошли в наш духовный фонд, стали неотъемлемой частью национального, русского.
Как и другие русские художники-реалисты,
признает природу «великой учительницей своей». «Природу, — пишет он, — надо и стоит любить больше всего — затем, как отражение ее — искусство». Вместе с тем отлично понимает, что старательное, но бесстрастное воспроизведение природы еще не составляет искусства. Он не приемлет тех художников, которые работают «по инерции», на основе давно открытых и заученных приемов изображения. Нестеров, уже зрелый мастер, вспоминая о начале своего пути, причисляет себя к тем, «на долю которых выпала необходимость воевать с рутиной и пошлостью». Художник оговаривается, что он выступает не против , , , а против «тех ограниченных господ (подразумеваются такие художники, как , Киселев, Мясоедов, Еф. Волков и т. п. — Л. М.), «правда» которых есть уже шаблон, выработанный 30-летней бесталанной практикой. Правда эта не идет у них дальше валеного сапога, написанного «с натуры», и, если можно так выразиться, правда «красноносая». «Правды» такой я не люблю, и она мне не дорога... Мила же и любезна мне она лишь, когда олицетворяет собой внутренний поэтический смысл характера — человека, природы или животных, а так как при этом я называю художником того лишь, кто имеет «индивидуальность», то следовательно и правду художественную я признаю индивидуальной...» Талантливое для неотделимо от индивидуального. Он отчетливо сознает, что каждый подлинный художник торит собственную тропу, прокладывает свой путь.В настоящее время нам ясно, что творчество ПустынникаПустынник. 1888—1889Холст, масло, 142,8 x 125Государственная Третьяковская галерея» имеет своих чутко настороженных старших сестер в васнецовской «АлёнушкеАленушка. 1881Холст, масло., 178 x 121Государственная Третьяковская галерея» (1881). Тишина, перед которой зачарованно остановился , была «услышана» еще в его пейзажах начала 1880-х годов. Родство с обнаруживает в стремлении увидеть красоту, казалось бы в некрасивом.
глубокими корнями связано с почвой национального русского искусства. Ученик , друг и , родствен передвижникам духом правдоискательства. Пусть его правдоискательство идет особым путем, он, как и его старшие современники, ищет своим искусством смысла жизни. Поэтическое мировосприятие подготовлено его предшественниками и сотоварищами. Сиротливая елочка «