Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942]

Родился в Уфе в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы...., А.К.Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., И. М. Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое..., а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистяков Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович [1832—1919] Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — , ,.... Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 - в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом "Товарищества передвижников".

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.Васнецову Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию..., он усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельемНестеров М. В. За приворотным зельемЗа приворотным зельем. 1888Холст, масло., 125 x 142Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева", 1888), атмосферу религиозной легенды ("ПустынникНестеров М. В. ПустынникПустынник. 1888—1889Холст, масло, 142,8 x 125Государственная Третьяковская галерея", 1888-1889). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое "Видение отроку ВарфоломеюНестеров М. В. Видение отроку ВарфоломеюВидение отроку Варфоломею. 1889—1890Холст, масло., 160 x 211Государственная Третьяковская галерея" (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, - картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию...; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Здесь закрепляется традиция "церковного модерна", наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей ("АмазонкаНестеров М. В. Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка")Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка"). 1906Холст, масло., 175 x 86Государственный Русский музей", 1906; "ФилософыНестеров М. В. Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917Холст, масло., 123 x 125Государственная Третьяковская галерея", 1917). В больших, "соборных" картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постригНестеров М. В. Великий постригВеликий постриг. 1898Холст, масло., 178 x 195Государственный Русский музей", 1897; "Святая РусьНестеров М. В. Святая РусьСвятая Русь. 1901—1905Холст, масло., 233 x 375Государственный Русский музей", 1901-1906). Самое большое полотно мастера, "На Руси (Душа народа)Нестеров М. В. На Руси (Душа народа). На Руси (Душа народа).. 1914—1916Холст, масло, 206,4 x 483Государственная Третьяковская галерея", включает в толпу "очарованных странников" фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям "МолчаниеНестеров М. В. МолчаниеМолчание. 1903Холст, масло, 71,2 x 116Государственная Третьяковская галерея", 1903).

После революции Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы "Родился в Уфе в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы...., А.К.Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., И. М. Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое..., а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистяков Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович [1832—1919] Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — , ,.... Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 - в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом "Товарищества передвижников".

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.Васнецову Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию..., он усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельемНестеров М. В. За приворотным зельемЗа приворотным зельем. 1888Холст, масло., 125 x 142Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева", 1888), атмосферу религиозной легенды ("ПустынникНестеров М. В. ПустынникПустынник. 1888—1889Холст, масло, 142,8 x 125Государственная Третьяковская галерея", 1888-1889). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое "Видение отроку ВарфоломеюНестеров М. В. Видение отроку ВарфоломеюВидение отроку Варфоломею. 1889—1890Холст, масло., 160 x 211Государственная Третьяковская галерея" (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, - картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию...; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Здесь закрепляется традиция "церковного модерна", наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей ("АмазонкаНестеров М. В. Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка")Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка"). 1906Холст, масло., 175 x 86Государственный Русский музей", 1906; "ФилософыНестеров М. В. Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917Холст, масло., 123 x 125Государственная Третьяковская галерея", 1917). В больших, "соборных" картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постригНестеров М. В. Великий постригВеликий постриг. 1898Холст, масло., 178 x 195Государственный Русский музей", 1897; "Святая РусьНестеров М. В. Святая РусьСвятая Русь. 1901—1905Холст, масло., 233 x 375Государственный Русский музей", 1901-1906). Самое большое полотно мастера, "На Руси (Душа народа)Нестеров М. В. На Руси (Душа народа). На Руси (Душа народа).. 1914—1916Холст, масло, 206,4 x 483Государственная Третьяковская галерея", включает в толпу "очарованных странников" фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям "МолчаниеНестеров М. В. МолчаниеМолчание. 1903Холст, масло, 71,2 x 116Государственная Третьяковская галерея", 1903).

После революции Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы "Портрет художников П.Д. и А.Д. КориныхНестеров М. В. Портрет художников П.Д. и А.Д. КориныхПортрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930Холст, масло., 126 x 126Государственная Третьяковская галерея" (1930), "Портрет И.П.ПавловаНестеров М. В. Портрет академика физиолога И.П.ПавловаПортрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935Холст, масло., 83 x 121Государственная Третьяковская галерея" (1935), "Портрет скульптора И.Д.ШадраНестеров М. В. Портрет скульптора И.Д.ШадраПортрет скульптора И.Д.Шадра. 1934Холст, масло., 102 x 92Государственная Третьяковская галерея" (1934), "Портрет скульптора В.И.МухинойНестеров М. В. Портрет скульптора В.И.МухинойПортрет скульптора В.И.Мухиной. 1940Холст, масло., 80 x 75Государственная Третьяковская галерея" (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием "Давние дни") в год его кончины." (1930), "Портрет И.П.ПавловаНестеров М. В. Портрет академика физиолога И.П.ПавловаПортрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935Холст, масло., 83 x 121Государственная Третьяковская галерея" (1935), "Портрет скульптора И.Д.ШадраНестеров М. В. Портрет скульптора И.Д.ШадраПортрет скульптора И.Д.Шадра. 1934Холст, масло., 102 x 92Государственная Третьяковская галерея" (1934), "Портрет скульптора В.И.МухинойНестеров М. В. Портрет скульптора В.И.МухинойПортрет скульптора В.И.Мухиной. 1940Холст, масло., 80 x 75Государственная Третьяковская галерея" (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием "Давние дни") в год его кончины.