Михаил Шибанов. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: А. Скворцов
Среди русских художников XVIII в. совершенно особое место занимает
, жизнь и деятельность которого, по выражению одного критика начала XX в., окружены «ореолом таинственной прелести».Долгое время были известны только два произведения
а: портрет Екатерины II в дорожном костюме и меховой шапке, писанный им в Киеве в апреле 1787 г. во время путешествия царицы в только что завоеванную Новороссию, и портрет ее фаворита графа Дмитриева-Мамонова (1787), тоже в дорожном платье. Оба портрета находятся в Русском музее.Эти произведения были такой высокой художественности, что вызвали исключительный интерес как к ним самим, так и к написавшему их мастеру.
«Один из этих русских портретов достоин европейской славы, — отзывались о портрете Дмитриева-Мамонова. — Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII в. как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике».
В связи с портретом Екатерины II писали: «
появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства».Высокая оценка этих произведений выдержала испытание времени. Как по тонкости живописного выполнения, так и по углубленной психологической характеристике они до сих пор выделяются среди блестящих произведений таких русских портретистов XVIII в., как
, и .Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан.
Биографии русских художников XVIII в. вообще мало известны. Сведений же о
е, его жизни, художественном образовании, творческом росте до нас никаких не дошло.С лепкой руки одного из первых-исследователей русского искусства, П.Н. Петрова, вышеназванные портреты были приписаны воспитаннику Академии художеств, ученику Левицкого. Алексею Петровичу Шабанову (род. 1764). Этот Шабанов за успехи в исторической живописи получил заграничную командировку и в период между 1785 и 1790 гг. жил с другим пенсионером Академии, впоследствии известным историческим живописцем, Г.И. Угрюмовым в Риме, откуда прислал целый ряд донесений о своей работе.
Известный художественный деятель С.П. Дягилев доказал, что художник А.П. Шабанов не мог быть автором портретов Екатерины II и Дмитриева-Мамонова, писанных в 1787 г., так как в это время он жил за границей.
Открытые примерно в то же время портреты сыновей известного героя Чесменского боя, адмирала Григория Андреевича Спиридова, Алексеея Григорьевича (1772), будущего адмирала, и Матвея Григорьевича (1776 г., Третьяковская галлерея), историка и генеалога, имеют на обороте подписи, причем одна из них гласит: «Писал Михаил
».Таким образом, выяснилось, что исторический живописец Алексей Шабанов, от которого не дошло до нас ни одного произведения, и портретист Михаил
— два совершенно различных мастера.Из биографии Михаила
а известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. То, что он был крепостным человеком Потем кина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Екатерине II нравился написанный им ее портрет, и она заказывала с него миниатюрные копии своему придворному миниатюристу, советнику Академии художеств, П.Г. Жаркову. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Уокером.Секретарь царицы, А.В. Храповицкий, своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Приказано изготовить в отсылку к барону Гримму гравированный портрет с писанного в Киеве живописцем князя Потемкина-Таврического и один пожаловать мне».
Фамилию художника Храповицкий даже не упоминает: крепостной яе доетоин именования. Еще пренебрежительнее поступает сама Екатерина II: довольная портретом, она пишет о нем Гримму, как о произведении Жаркова.
Единственно, кто сохранил имя автора, — был гравер, англичанин Дж. Уокер. Он указал на своей гравюре, что гравировал с портрета, писанного художником по фамилии „Schebanoff". Кроме двух портретов братьев Опиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре
ских произведения. Это были портреты жены адмирала Спиридова, Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой, и ее двух племянниц И племянника, детей ее брата: Александры Александровны и Варвары Александровны (девочки в возрасте 8—9 лет) и Афанасия Александровича Нестеровых.Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А.М. Спиридова и ее сын Матвей были написаны в 1776 г. в Петербурге, а ее племянницы и племянник в 1777 и 1778 гг. в Москве.
Увеличивая круг подлинных произведений художника, эти произведения, однако, не много дали для раскрытия его загадочного облика. Они говорят лишь о том, что за десятилетие, протекшее от времени их написания до создания мировых шедевров-портретов Дмитриева-Мамонова и Екатерины II, художник проделал большой творческий путь.
Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности
а. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию.Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Лучше других портрет А.М. Спиридовой и Матвея Спиридова. В живописи их чувствуется связь с живописью
а. И вообще из всех художников XVIII в. наибольшую близость имеет лишь к творчеству а. Это чувствуется и в лучших его произведениях — портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова.В начале XX в., помимо перечисленных достоверных произведений
а, приписывали ему еще два находившихся в собрании Академии художеств портрета: один — И.И. Шувалова, другой — Потемкина.Но были ли они оригинальны или являлись вольными копиями с портретов французской художницы Виже-Лебрен и австрийца Лампи-старшего, так и осталось невыясненным.
Вот и все крайне ограниченное художественное наследство Михаила
а, которое было известно до революции.В 1917 г. были открыты два неизвестных его произведения, которые показали художника с новой стороны и сразу выдвинули его на почетное место родоначальника нашей жанровой живописи. Более того, этими двумя своими картинами
почти на пятьдесят лет предвосхитил крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова.Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галлерея). На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых и Нестеровых написано: «Сия картина представляет суздалской провинции крестьян. Писал в 1774 году. Михаил
».