Михаил Шибанов. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: А. Скворцов
Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галлерее), изображает «Сговор» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян. Празднество свадебного договору. Писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году Михаил
».Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят совершенно особняком среди всего Живописного наследия XVIII в.
Академия художеств того времени, казалось бы, открывала широкий доступ всем «свободным художествам», но в действительности это было не так. У влиятельных любителей и покровителей искусства рассчитывать на материальную обеспеченность и почет могли лишь художники исторической и отчасти портретной живописи. Исторический живописец обладал среди своих собратьев по искусству большими преимуществами в том отношении, что он непосредственно должен был принимать участие в росписи дворцов и церквей торжественными историческими и мифологическими композициями. Таковы были эстетические и практические потребности времени.
За историческим родом живописи следовал портретный, развитие и существование которого вызывалось насущной практической необходимостью. Потребность в портрете, в оставлении на память потомству своей личности, была как в придворных, так и вообще в дворянских кругах очень велика, и потому портретные живописцы представляли преобладающую группу.
В этом отношении Академия делала уступку времени, почему в систему преподавания и был введен класс портретной живописи. Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов.
Однако, несмотря на такое положение, мы имеем данные, указывающие на то, что Параллельно с господствующими академическими течениями существовало искусство и независимое от Академии. Доказательством являются крестьянские жанры
а.Что же дало
у повод к изображению презираемых в его время сюжетов из крестьянской жизни? На этот вопрос ответ нужно искать несомненно в его личных симпатиях к крестьянству. Происходя из крепостных, художник знал и любил крестьянскую жизнь, а отсюда стремление запечатлеть ее в ярких художественных образах, навсегда сохранить ее черты.Нам неизвестно, откуда, из какой местности России происходил
. Был ли он уроженец «Суздальской провинции» и села Татарова, где написаны его крестьянские жанры,или там были родственные связи с его обитателями, или просто знакомство? На эти вопросы пока нет никакого ответа. Но судя но его картинам, можно лишь утверждать, что художник знал обстановку крестьянской Жизни и многие частности ее быта. При всем этом он чувствовал огромную любовь к своему народу.
Село Татарово — не выдумка художника. По «Географическому словарю» Семенова во второй половине XIX в. село Татарово существовало, как «село Владимирской губ., Вязниковского уезда, в 23 в. от уездного города при речке Мстерке. Число жителей 403 души обоего пола, 57 дворов, церковь, писчебумажная фабрика, основанная в 1861 году».
Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа — молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицы сарафана, собираясь кормить его грудью. Между нею и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Пожилая крестьянка одета в рубаху с засученными ркавами; поверх рубахи — темно-зеленая телогрея с часто посаженными серебряными, пуговицами, а на голове богато расшитый повойник. Сцена исполнена серьезности, как серьезен момент при нятия пищи в (крестьянской среде; лица всех ее участников сосредоточены и спокойны; молодая крестьянка любовно смотрит на своего ребенка.
Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне.
В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокий старины. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы.
В описаниях быта русского народа XVIII в. о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье».
Вот этот момент и изображен
ым в картине, причем действие происходит также в избе, в которой на этот раз показана не только ее задняя стена, но пол и справа боковая сторона в виде спускающегося с карниза-полога кровати. Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера.У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, женИх и невеста. Слева от них групп мужчин. За невестой, очевидно, одна из ближайших ее подруг положила свои руки — правую на плечо жениха, левую на руку невесты, как бы соединяя их. За ней стоит вторая подруга, с любопытством всматривающаяся во все происходящее, а в глубине — еще ряд женщин, вероятно, родных невесты, проявляющих также крайнее внимание к совершающемуся событию. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Она разговаривает с молодым человеком, сидящим в непринужденной позе на стуле, спиной к зрителю, и широким жестом руки указывающим на жениха и невесту. Из-за его протянутой руки видна необыкновенно реалистически написанная голова старухи в платке.
Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. На ней белая полотняная рубашка, заканчивающаяся у самой шеи, и белый парчевый, доходящий до пола сарафан, поверх которого надета парчевая, золотая с красными цветами, душегрея. На шее у нее повязка, вышитая жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах — серьги. Голову и часть лба закрывает золотая повязка — принадлежность девичьего головного убора. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII в. и носившей название «коноватка». В руках у нее платок-ширинка.
Все прочие молодые женщины также богато одеты: они в сарафанах и кокошниках.
На женихе голубоватый кафтан, из-под которого видно зеленоватое полукафтанье с пуговицами; раскрытый его ворот позволяет видеть розовую, вышитую по краю рубаху.
Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах.