Михаил Шибанов. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: А. Скворцов
Видимо, судьба
а была пла.чевна, отчего проистекает и его пессимистический взгляд на жизнь, нашедший свое отражение в дошедших до нас его восьми акварелях из крестьянской жизни.Эти акварели, видимо, можно отнести к концу 80-х или началу 90-х гг. XVIII в. Они изображают нищих крестьян, калик перехожих, исполненных большой выразительности. Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество
а, — «Крестьяне, слушающие пение слепцов» и «Крестьянская семья за обедом». Аналогичная по своему сюжету с картиной а, она носит совершенно другой характер. В крестьянах а нет ни чувства собственного достоинства, ни того довольства, которое мы видели в картинах а.Все крестьянские сцены
а полны: жестокого реализма, лишены всяких прикрас. В них отсутствует то трезвое копирование натуры, под которым так часто скрывается безразличное отношение художника к изображаемому предмету. Видимо впечатления переживались с болью и мукой, подобно его собственной трагической судьбе.Созданные им угрюмые, сосредотдавнные образы крестьян, слепцов, нищих по своей силе н остроте соответствуют гневным образам Радищева, изобразившего забитых и измученных крестьян.
Пессимизм
а стоит в полной противоположности оптимистическому отношению к крестьянскому миру Михаила а.Творения
а пронизаны оптимизмом. Он ощущает радость бытия, передавая простые и мужественные лица своих крестьян в обыденной ли, торжественной ли обстановке. В ту раннюю пору зарождения национального искусства он сумел оценить и передать духовную красоту и величие русского народа. Он изображал крестьян Суздальского края — коренных русских людей, построивших в прошлом русскую государственность, ибо во Владимиро-Суздальской земле лежали корни Московского государства. Сочувственное, любовное отношение художника к своим родичам, художника, обладающего большой русской душой, помогло ему .выявить национальные черты русского человека.В крестьянах
а мы угадываем эти прекрасные национальные черты, помогшие им перенести весь гнет и ужас крепостного права и построить свою русскую культуру с ее самобытными национальными чертами. Об этой культуре Горький писал: «Русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир...»В своей трактовке крестьян Михаил
намного опередил свое время. Он по своему подлинному реализму и крестьянскому жанру стоит, как и Иван , особняком среди художников XVIII в. И мы чтим а главным образом за его понимание крестьянской жизйи и благоговейную любовь к своему народу, в чем заложены начала будущей жанровой живописи, приведшие к у, у, у и «передвижникам».
А. Скворцов.
Издательство «Искусство», 1946 год.