Мнения и споры

  • Страница №6

Мнения и споры. 1989.

Мы выпускаем целевой номер, посвященный данной выставке. В будущем будем рады получать с мест не описательио-перечислительные монографические материалы, но интересные, проблемные, обобщенные.

 

Л. КУВПШНСКАЯ, искусствовед (Марийская АССР). 

Не колонизаторские мысли владели умами русской интеллигенции тогда, когда интерес к самобытному народу вел в самые отдаленные марийские деревни. Можно ли кроить историю народов всякий раз заново, вычленяя в угоду конъюнктуре тот или иной ее аспект? Не секрет, что сегодня кому-то видится русский человек еще из XVII века в роли пришельца в чужие земли, в роли колонизатора. (Далее выступавшая на примерах сложных, трагических судеб художников, стоявших у истоков современного искусства республики — и марийцев, и русских, — рассказала о непростой истории марийского Союза художников).

Ныне выпускники столичных вузов— марийцы не могут вернуться домой, их некуда принять. Встает закономерный вопрос о социальной незащищенности художника. Не говорю уж об искусствоведах. Они так и остались на положении прислуги. Не знаю, относится ли к проблеме искусства то, что сотрудник музея с высшим образованием получает 110 рублей. Так, недавно с учреждений культуры в республике еще и сняли 94 тысячи для покрытия дефицита бюджета.

(В заключение Л. Кувшинская подробно остановилась на проблемах профессиональной подготовки марийских художников и на кризисном состоянии народных промыслов.)

 

ДЖАНДАРОВА, искусствовед (Дагестанская АССР). 

Недавно прошла конференция по народному искусству Дагестана. Мы благодарны комиссии по народному искусству в лице Ла-ришева Г. И., Таежной Л. Я., Некрасовой М. Н., Новиковой А. М. за большое внимание к нашим проблемам.

Мы видим плачевное состояние промыслов и дагестанских, и вообще россииских, которые выдают кич на торговой волне, захлестнувшей в целом изобразительное искусство. Зато, борясь с преступностью, у нас борются и с художником: изготовление холодного оружия — 4 года по статье УК, его ношение — 2 года.

Пора отходить от умиления «чудом малых республик»: вот, оказывается, у этих диких есть свое искусство, пробилось сквозь асфальт, пробилось через национальный примитив! И не призывать дотягиваться до уровня Латвии, Грузии. Время уже предъявляет другой счет и художнику, и искусствоведу.

 

В. ЧЕКМАСОВ, живописец (Карельская АССР). 

Сейчас все на хозрасчете и на самоокупаемости. Возможно, в глобальном масштабе это правильно, но когда дело касается искусства, и особенно молодых художников, получается тупик. Раньше пользуясь т. н. командно-административным давлением, можно  было  добиться  хоть  какой-то поддержки искусства. Теперь этот механизм не действует.

Я не консерватор, я за перестройку, но когда к нам в правление за поддержкой обращаются молодые художники, правда, в послезнее время меньше, видно, махнули рукой, мы не можем им что-либо даже обещать. Поэтому, наверное, многие молодые уходят в коммерческую деятельность. И разгул неформалов, авангарда, подогреваемый многими теоретиками искусства,— это своеобразный протест против безысходности.