Мнения и споры

  • Страница №8

Мнения и споры. 1989.

Дважды искусство калмыцкого народа пережило трагедию. Во время Великой    Отечественной войны наш музей, находившийся под управлением НКВД, не получил почему-то приказа об эвакуации и был ризграблен фашистскими оккупантами. В 1943 году весь парод был объявлен вне закона и выслан. Выросло целое поколение, забывшее свой язык, не умеющее делать то, что когда-то умели их деды. Пострадало и профессиональное искусство — первые художники-профессионалы погибли в ссылке.

Есть и организационные проблемы. Лишь в 1988 году началось строительство мастерских благодаря усилиям К. Ольдаева и поддержке секретариата СХ РСФСР. Прикладникам приходится много времени и сил тратить на добывание сырья. Необходима организация художественного училища или хотя бы отделения.

 

А. СИЗИ, народный мастер (Ямало-Ненецкий автономный округ). 

Малочисленных народов Тюменского Севера с каждым днем становится все меньше, и можно вычислить тот момент, когда они вообще перестанут существовать в результате варварского «освоения» их земли. Тогда умрет и наше искусство, уже сейчас находящееся на грани исчезновения.

Это касается всех автономных округов. Мы пасынки наших областей и краев. Мы не чувствуем самостоятельности, зато испытываем постоянное давление ведомств, исполкомов. У нас дяже нет ни одного народного мастера — члена Союза художников. Пока не изменится отношение центра к данным проблемам, положение национального искусства будет все ухудшаться, а чтобы сохранить и развивать его дальше, надо поднять нищенский уровень жизни коренных жителей, ш тогда отпадет необходимость реанимировать нашукультуру.

 

Ю. ОСМОЛОВСКИЙ, искусствовед, секретарь правления СХ РСФСР, секретарь правления СХ СССР (Москва). (Печатается по фонограмме). 

Что касается малых народностей, то серьезнейший вопрос — устранение нанесенного нами вреда, исправление одной из ошибок революции. С моей точки зрения, профессиональное искусство нанесло большой урон непрофессиональному, народному искусству. Художники, получившие образование в институтах, стали требовать: давайте-ка, откликайтесь на запросы современности. Не мы ли испортили, развратили народное искусство?

Мы еще не знаем, что мы хотим. И вто не только в искусстве, но и в литературе, в кинематографе... И мне очень понравилось, что на зтой конференции не особенно заострялись вопросы национального, хотя это важнейшие вопросы. Очень важно, что в изобразительном искусстве не требуется перевода, поэтому давайте думать об общечеловеческом, тогда мы станем едиными.

Искусство должно быть национально. Может ли быть национальное искусствоведение? Думаю, что нет. Все мы помним, как в сталинскую эпоху мы пытались создавать национальную науку. А кончилось это тем, что Вавилов, гениальный генетик, умер в тюрьме и многие другие не смогли осуществить своих замыслов. Искусствознание имеет некоторое своеобразие на территории Российской Федерации, но как наука — оно едино в своих научных, художественных критериях.

Если художники имеют возможность показывать свои произведения и па местах, и в столице, то у искусствоведов возможности ограничены. Что мы имеем? Журнал. Здесь выступал В. Погодин. Вместо того, чтобы рассказать, как журнал в дальнейшем будет стремиться отражать искусство автономий, он сказал, что будет целевой номер. А разве за 18 лет нельзя было подумать немножко, что будет вторая выставка автономных республик, областей и округов? Так давайте подготовим несколько номеров в преддверии. Затеем нашу конференцию раньше, за несколько номеров. Пускай там искусствоведы выступят, а потом приедут, посмотрят выставку и дополнят. Так делается обсуждение серьезным журналом. Мало просто рассказать, что «Искусство» и «Творчество» не печатают материалы по искусству автономных республик.