Молодая поросль нашего искусства

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Молодая поросль нашего искусства. 1982. Автор: Таир Салахов

Молодые продолжают дело старших поколений. Их творчество неразрывно связано с общими процессами, происходящими сегодня в советском  многонациональном  изобразительном  искусстве. Именно идейная   и  творческая   преемственность  всегда   определяла   и определяет одну из существенных черт нашего искусства. Всесоюзная выставка «Молодость страны» показала, что молодые мастера способны решать масштабные проблемы, что их творчество находится на подъеме. Многие авторы стремятся к темпераментном острому стилевому решению, к яркой, выразительной форме и в станковой картине, и в графическом листе, и в скульптуре. Обращаясь к политическим темам, художники ищут новые подходы и композиционные системы, сочетая их с широким охватом действительности, с мощной, живой пластической формой. В фокусе их внимания оказываются проблемные ситуации, факты большого человеческого звучания, затрагивающие судьбы мира. Именно глубокий и пытливый интерес к сегодняшнему и завтрашнему дню нашей планеты, отклик на события, волнующие современников,   присущи   произведениям   художников,   которые   были представлены на выставке «Молодость страны». Они посвящены проблемам борьбы за мир, за свободу и национальную независимость народов, жизни и трудовым свершениям советских   людей, воспеванию красоты природы.

Экспозиция выставки открывалась живописным триптихом В. Арлашина и В. Чеверевой, страстно призывающим отстоять мир на Земле. В динамичной композиции, в цветовых решениях темы ясно прочитывается основная идея картины. «Нет — ядерному оружию на всей планете!», «Да — разоружению и миру!» — под такими лозунгами объединяются ныне все народы мира. Эти идеи пронизывают произведения молодых советских художников. Утверждая жизнь, ее величие и красоту, они выступают против политики   империалистов, стремящихся развязать ядерную войну, которая может привести к гибели всего человечества, против попрания свободы и национальной независимости народов. Гневный голос молодых звучит в картинах С. Овсепяна «На фотовыставке», Н. Мешкова «Ольстер. Никаких беспорядков», В. Калинина «Палестинские беженцы», в триптихе Ю. Рысухина «Ночь над Чили», в графических листах С. Геты «Фрагменты новейшей истории».

Социальный и духовный прогресс общества, усложнение внутреннего мира нашего современника требуют от художника создания произведений, глубоких по своему философскому смыслу. Это требование — веление времени. И молодые мастера поднимают в своем творчестве серьезные философские проблемы: как достичь гармонии между человеком и природой? что такое общение и взаимопонимание между людьми? в чем суть добра и зла? каково нравственное воздействие народной памяти? А память народная помнит и чтит тех, кто завоевал мир для нашей Родины, для всей Европы. Вот почему молодые художники считают своим гражданским долгом быть в первых рядах борцов за мир. Монументально полотно И. Лубенникова «Требуем мира!» выражает их твердую решительную позицию.

Свою активную жизненную позицию наша творческая молодежь утверждает в самых различных формах и жанровых направлениях. Об этом говорят обращение живописцев, графиков, скульпторов к крупной социальной тематике, произведения, посвященные труду и быту нашего современника, широкий интерес к портретному жанру. Особенно заметно стремление молодых привнести эстетические начала в саму повседневность. Увлеченно, с яркой творческой выдумкой работают они над формированием городской среды, оформлением общественных и жилых интерьеров, созданием бытовой вещи.

Главная тема творчества советских художников — труд. В разработке ее отчетливо прослеживаются и тесная связь между мастерами разных поколений, и особые акценты, отличающие творчество молодых. Гражданский смысл труда, его нравственная сила — эти понятия близки и дороги всем деятелям искусств независимо от возраста, национальности, личных особенностей и творческого склада.

Что же касается молодых живописцев, скульпторов и графиков, то мне видится их особый интерес к такой теме, как одухотворенность труда. И дело здесь не только в том, что они часто изображают людей творческого труда. Важно то, что молодые художники стремятся увидеть и показать духовное начало в тружениках любой профессии, будь то рабочий, ученый или крестьянин. Примеры известны — это картины В. Харлова, К. Муллашева, А. Кесккюлы, Т. Цхонии, Я. Крыжевского, скульптуры М. Переславца, А. Куща, С. Кубасова, А. Федотова. В лучших произведениях молодых мастеров нет места обезличенное и неконкретности. В портретных работах они стремятся прежде всего выявить индивидуальность характера и через нее уже прийти к типическому, общему. Их «формула» эстетического видения — не рабочий и не ученый вообще, а именно конкретный человек. Через своеобразие и неповторимость личности преломляется наше стремительное, сложное время. Такая портретная концепция приводит к впечатляющим удачам.

Портретные решения молодых мастеров многообразны, они ни в коей мере не подводятся под стилевой или типажный «общий знаменатель». Внутренний  мир героев раскрывается и в  минуту трудного нравственного поиска, и в момент лирической просветленности. От острой характеристики до утонченности, от волевого начала до мечтательности — таков диапазон портретных решений. Сам этот диапазон многогранен, и в этом тоже его ценность. Портреты, созданные молодыми, как бы наглядно показывают, что каждый человек интересен, достоин внимания, близок и дорог художнику. Такой вывод возникает, когда вспоминаешь портреты, выполненные скульпторами А. Рукавишниковым, Г. Геворкяном, С. Кузмой, живописцами Э. Белогуровым, Н. Толпекиной, А. Мелдере, графиками С. Кудрявцевой, А. Пахомовым. Можно было бы назвать и другие имена, но мы не ставим задачу дать исчерпывающий перечень всех отличившихся мастеров, наша цель иная — по возможности подытожить принципиальные достижения искусства молодых.