Молодая поросль нашего искусства

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Молодая поросль нашего искусства. 1982. Автор: Таир Салахов

В постановлении ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства»  (1982 год)  подчеркивается: «Новые поколения советских людей нуждаются в близком им по духу и времени положительном герое, который воспринимался бы как художественное открытие, влиял на поступки людей, отражал бы судьбы народные». Создание образа положительного героя — сегодня центральная проблема. Это должен быть наш современник, несущий в себе высшие идеалы социалистического общества, являющий достойный пример формирования идейных и нравственных позиций. А для того чтобы создать такой образ, необходимо еще глубже изучать нашу действительность, жизнь советских людей, практику коммунистического строительства. Здесь открывается широкое поле деятельности, особенно для молодых художников, здесь истоки новых творческих свершений.

Молодые мастера активно ищут новые пути художественной выразительности, новые оттенки в решении образов. Они осваивают разнообразные средства выражения, от условных до «документальных», от лирических до гротескных. Не все, разумеется, здесь бывает удачным.

Мы всегда должны спрашивать себя, с каких позиций художник размышляет о вечных вопросах бытия. Над мастерами метафорического   плана неизбежно нависает опасность ослабления или утраты контакта с людьми. Если художник создает  зашифрованные ребусы и шарады, то это говорит о его замкнутости и оторванности от жизни. В иных  случаях можно констатировать   настораживающую абстрактность мышления, неопределенные, неконкретные  аллегории «одиночества», «скорби» и т.д. Подобные невразумительные намеки отнюдь не помогают разобраться в сложностях современного мира, а, наоборот, путают и сбивают с толку. Молодые художники не могут не задумываться об изобразительной форме, которая лучше всего передавала бы индивидуальность современных героев, их духовную наполненность, преклонение художника перед красотой реального мира. Устойчивый интерес молодых к принципам классического искусства прошлого не является просто модой. Прогрессивное художественное наследие несет в себе  заряд высокого профессионального мастерства, глубокой гражданственности. И в этом смысле помогает исследовать сегодняшнюю действительность — вдумчиво, внимательно, любовно. Но здесь хотелось бы предупредить молодых художников о том, что традиция, творчески не переработанная, может превратиться в подражательное ремесло.

Советская  культура — наследница лучших достижений мировой культуры прошлого, и современному молодому   художнику   надо знать и умело использовать средства и приемы старых мастеров. Но весь вопрос в том, как это делать. Ведь у нас наблюдаются и проявления довольно поверхностной «музейности», есть и стиль «ретро», и подобие «китча» (а последний часто принимает вид претенциозных упражнений на «музейные» темы). Необходимо анализировать положение дел в искусстве с предельной тщательностью, отделять как можно внимательнее ценные находки от шелухи и всевозможных издержек.

Целый круг вопросов связан с развитием «неопримитива». Ряд художников стал изучать опыт народного искусства,   изобразительный фольклор. Известной притягательностью в глазах молодых обладает опыт тех, кто опирался на народные традиции, — например Н. Пиросманашвили, Е. Честняков. И сейчас молодежь порой увлекается условностью, упрощением перспективы и анатомии. В этих процессах можно видеть две стороны. С одной стороны, традиции фольклора учат художника демократизму и простоте, непосредственности, искренности. Плодотворность обращения к этим традициям наблюдается в творчестве молодого скульптора А. Монаселидзе, молодых живописцев Н. Токтаулова, И. Илтнере. С другой стороны, нельзя согласиться с теми, кто противопоставляет народные традиции профессиональной школе мастерства. Ошибочно думать, будто намеренная огрубленность изобразительного языка может заменить умение компоновать детали, строить форму. Народный юмор, народное жизнелюбие, яркость и праздничность для советского искусства отнюдь не лишнее, не чуждое. Однако не следует путать декоративность с аляповатостью, а жизнелюбие — с обеднением художественных средств.

Часть молодых художников применяет методы так называемой «фотоформы».  Определенные элементы фотографического «взгляда» позволяют не только добиться впечатления документальной достоверности, но и выявить зоркость художника, показать аналитическую строгость изображаемого явления. Такие ценные качества можно наблюдать в работах  А. Волкова, А. Петрова, М. Омбыш-Кузнецова, Р. Таммика. Но нельзя игнорировать и некоторые настораживающие  результаты   распространения «фотоформы». Бывает, что художники концентрируют особое внимание на случайных предметах или сценах, подчеркивают статичность, унылость, холодность   увиденного, что граничит  уже с натурализмом. Большинство работ этого направления подтверждает, что они еще не всегда могут подниматься до глубокого обобщения, а символические решения во многих произведениях остаются на уровне простого факта. Принцип «фотовидения» пока весьма ограничен в своих художественных средствах, и бездумное, механическое использование его ведет к утрате пластической культуры. Ясно, что живописный язык требует совершенствования и обогащения на основе новых находок, отвечающих  высоким  художественным традициям.

И если те или иные жанровые и стилевые направления окружены атмосферой дискуссионное, вполне естественной и потому закономерной, то бесспорной, думается, должна стать наша нетерпимость к тем, кто хочет просто копировать эти стили, не обладая собственной  одаренностью и самостоятельностью взгляда на мир. Эпигонство противоречит самой природе нашего социалистического искусства.

Высказанные критические замечания ни в коей мере не умаляют достижений молодых художников. Мне хотелось лишь предостеречь   от ошибок и заблуждений, мешающих целеустремленному, плодотворному становлению их творчества.

Вместе со своими старшими товарищами молодые художники страны достойно развивают традиции нашего многонационального искусства, творчески   осмысливают классическое наследие. В их произведениях мы все чаще видим стремление к образным обобщениям явлений времени, отражение его насущных проблем. Тем, кто сегодня вступает в большое искусство, завтра   предстоит определить пути его дальнейшего развития. И здесь чувство нашего законного оптимизма должно неизменно подкрепляться чувством огромной ответственности, которую разделяют все советские художники, к какому бы поколению они ни принадлежали.

Таир Салахов, Журнал «Коммунист» №16, 1982 год