Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». -0001. Автор: Е.Левенфиш, М.Карпенко, Е.Кириллина, Г.Прибульская
На стенах летней мастерской экспонируются рисунки , а также некоторые работы его друзей и учеников. Наброски, станковые рисунки, этюды и эскизы к картинам насчитываются тысячами, и в большинстве случаев художник рассматривал их как материал для дальнейшей работы над живописными вещами. Поэтому рисунки он хранил у себя и очень редко продавал их. Таким образом, у к старости, как вспоминал К. И. Чуковский, «составилась целая библиотека альбомов (несколько книжных шкафов), которую он почти никому не показывал. Когда в 1915 году, в виде особой милости, он позволил мне перелистать эти альбомы, предо мной открылся новый , заслонивший даже того Репина, которого я знал по картинам».
Альбомы с рисунками сохранялись в «Пенатах» до последних лет жизни художника. После его смерти дети поделили между собой картины, альбомы с рисунками и продавали их, часто разрозненными.
В Пенатах же только случайно осталось немногим более ста рисунков. Это работы- разных лет. Среди них есть бесспорно интересные вещи, в частности редкий, в творчестве пример работы в технике литографии—лист «На лекции по истории церкви в Императорской Академии Художеств». Здесь изобразил себя и своих товарищей в годы ученичества.
Необыкновенные качества Репина-рисовальщика, зоркость и цепкость его глаз и руки характеризуют моментальные зарисовки такого рода, как набросок художника с его двухлетней дочери Веры.
Из поздних работ примечателен рисунок тушью «Расстрел демонстрации», изображающий события 1905 года. К этому же времени относится и акварель «Мольба о конституции».
Портрет Л. Н. Яковлевой, друга семьи Стасовых, выполнил в 1906 году. Точность психологической характеристики модели сочетается здесь с высоким мастерством Репина-акварелиста. Вообще, рассматривая рисунки Репина, нетрудно заметить разнообразие приемов их исполнения. Близко наблюдавший Репина его ученик и биограф писал: «Репин никогда не подход дил к натуре с заранее составленной системой взглядов, а тут же, стоя перед моделью, применял те из них, которые, по его мнению, наихудожественнее могли передать его представление об этой модели. Оттого в репинских рисунках нет никакой трафаретности и заученности, оттого они все волнуют своей свежестью и неожиданностью».
Помещение летней мастерской иногда используется также для временных выставок.
Чтобы попасть снова в, зимнюю мастерскую, посетители проходят через маленькое помещение, так называемую «костюмерную»; где хранились костюмы для натурщиков. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Многие из этих вещей изображены Репиным в картинах. В первую очередь обращает на себя внимат иие костюм (телогрея) царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна», сшитый, так же, как и воротник к этой одежде, по рисункам . Валик из пестрой ткани изображен в картине «Иван Грозный и сын его ИванИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея». В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображен Репиным В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Здесь же можно видеть национальную одежду арабов абу (распашной плащ) и полосатое шелковое головное покрывало, купленные в Палестине в 1898 году. Они были использованы художником при работе над несохранившейся до наших дней картиной «Иди за мной, Сатано».
ПАРК
Усадьба «Пенаты» занимает площадь немногим больше двух гектаров. Когда приобрел ее, это был участок леса, состоявшего из болотистых низинок и небольших холмиков, переходящих в глубине усадьбы в высокую гряду-террасу, разрезанную оврагом.
Прежде всего принялся за работы по осушению участка, и уже летом 1899 года в усадьбе стали рыть пруды. Всего было выкопано пять прудов. Довольно сложными путями, посредством многочисленных канав и ручейков, все пруды соединяются и имеют выход в небольшую речку, протекающую за усадьбой справа и называвшуюся при Репине «Марьиной канавой», которая вливается в Финский залив. В 1914 году в «Пенатах» на берегу самого большого пруда, был пробурен па 72 метра в глубину артезианский колодец. Из скважины била мощная струя чистой воды, дававшая свежий приток в пруды и делая их полупроточными даже в жаркие и засушливые дни.
В первые годы существования усадьбы вдоль парка были проложены две длинные параллельные дорожки, прошедшие почти по границам участка. Одну из них, начинающуюся сразу от резных ворот, засадили березами, другую, проведенную от дома, — молодыми елями.
Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» постарались использовать особенности пейзажа здешних суровых мест. Так, большие валуны, каких много здесь на полях, в лесу и на берегу Финского залива, уложенные в живописные группы, стали украшением сада. А в непосредственной близости от дома были разбиты клумбы, где цвели флоксы, душистый табак, лилии. Посадили и декоративные кусты — сирень, жасмин, калину, шиповник.
Берега прудов были укреплены булыжником, у воды посажены ивы. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками, привозимыми с моря. Через протоки прудов и канавы перекинуты были деревянные мостики с перилами. Некоторые из мостиков сделаны из дикого камня.
В разное время и в разных местах парка, на горках ив низинках, были поставлены деревянные беседки, декорированные резьбой и ярко раскрашенные. В качестве фундаментов, ступенек, а также и для укрепления песчаных откосов использовались все те же валуны и булыжники. Почти каждая дорожка, беседка или просто какой-то уголок парка имели свое название, иногда в честь друзей или родных, часто под впечатлением чего-то прочитанного или увиденного во время Путешествий, Поэтому с годами некоторые наименования менялись.
Парк, так же как и дом , стал достопримечательностью этих мест. Многие гости художника оставили свои описания репинского сада, который не только был приятен уютом и ухоженностью, но интересен тем, что в его облике выразились также и черты творческой индивидуальности .
В трудные 1920-е годы парк постепенно приходил в запустение. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Один из прудов засыпали, предварительно спустив воду по отводной канаве. На образовавшемся участке разбили огород. Однако в целом парк сохранил свой облик до
-1940 года, когда и «Пенатах» был открыт музей. В то время посетители могли видеть парк усадьбы близким к тому, каким видел его и сам в последние годы
жизни.
Как известно, Великая Отечественная война принесла большие разрушения и «Пенатам». Следы пожара, погубившего в 1944 году репинский дом, хранят и поныне старые деревья, на стволах которых можно увидеть не заросшие корой шрамы. В парке и окрестностях сгорели тогда все постройки. Но уже в 1946—1947 годах участок привели в порядок, а к 1962 году, когда вновь открывался для посетителей воссозданный из руин репинский дом, был обновлен парк и восстановлены беседки.
За прошедшие годы многое было сделано для изучения творчества и жизни , разобраны архивы и фотографии. Стала возможной и настоящая реставрация усадьбы. Когда в 1977 году в саду проводились работы по благоустройству, были выявлены новые памятные уголки, прежде скрытые. Несмотря на это, реставрацию нельзя считать завершенной. Еще не все репинские беседки установлены, еще могут быть обнаружены какие-то реальные приметы прошлого репинский усадьбы.
Теперь все, кто приходит в «Пенаты», не должны забывать, что маленький репинский парк был когда-то личным владением, и его посещали немногие. Сейчас репинская усадьба стала местом паломничества тысяч людей. Поэтому следует особенно бережно и внимательно относиться ко всему, что растет на двух гектарах мемориального парка. Здесь сохраняют деревья, траву, полевые цветы. И земля, словно в благодарность за уход; возродила у дома и могилы художника целые поляны ландышей, как и прежде, в парке цветут маленькие фиалки, полевые гвоздики, ромашки и колокольчики.
Вход. С Приморского шоссе (бывшая Большая дорога) хорошо видны резные раскрашенные ворота с надписью «Пенаты». После того как окончательно поселился здесь, по его рисунку были выполнены ворота с калиткой, на которых обозначены название усадьбы и дата «1903», то есть время, с которого здесь стали жить постоянно. На ворота прикреплена была также табличка с надписью «Дача Н. Нордман». После 1922 года ворота были переделаны. Несколько изменился рисунок, но основа его осталась той же, напоминающей узоры народных вышивок. Эти ворота и сохранились до 1940 года. Тогда они были обмерены и зарисованы. По ним воссоздавался облик теперешнего входа.
Открыв калитку резных ворот, сразу можно попасть на березовую аллею. В прежние годы к Репину нужно было идти по березовой аллее, а потом по боковой дорожке влево свернуть к дому. Теперь к репинскому дому подводит дорожка, идущая наискосок от ворот. При эта земля была занята еще двумя постройками. За воротами справа вклинивался в «Пенаты» небольшой участок с домом, принадлежавший местному финну. За ним, вдоль дороги, располагалась усадьба, которой владел, начиная с 1908 года, сын Репина Юрий Ильич. Его дом стоял не у самой проезжей дороги, а чуть поодаль, среди деревьев. Это был двухэтажный добротный дом, приспособленный, как и репинский, для работы художника-живописца. Там имелись и мастерская с верхним светом, и жилые комнаты, и веранды. Дом Юрия Ильича перестраивался, по-видимому, под присмотром самого Репина, потому что даже конструкцией и деталями украшений он напоминал пенатский.
Во время войны постройка сгорела. Сохранились большие камни фундамента. Они видны (особенно явственно ранней весной) справа от дорожки, ведущей от ворот.
Дом. В самой репинской усадьбе, кроме основного дома, были еще сараи и дворницкая — одноэтажная постройка под двускатной крышей, располагавшаяся перед
репинским домом с южной стороны (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Со сторожил южного фасада был также погреб со стеклянной крышей и стеклянной
галереей-переходом от Дома. Все эти строения загораживали вид на «Пенаты» с дороги. Они не восстанавливались, так как согласно завещанию Н. Б. Нордман все хозяйственные сооружения должны быть уничтожены в «Пенатах», когда здесь будет музей памяти
Репина.