Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». -0001. Автор: Е.Левенфиш, М.Карпенко, Е.Кириллина, Г.Прибульская
по-прежнему много, не щадя сил, работал, но один день в неделю, среду, он отдавал своим друзьям. Правда, и первую половину приемного дня он все-таки проводил в мастерской, но к трем часам, когда начинали съезжаться гости, спускался вниз, чтобы встретить их. Появление каждого нового гостя доставляло ему
много радости. Он бывал оживлен, тщательно одет, сохранял артистическую внешность и, несмотря на преклонный возраст, оставался подвижным и бодрым.
Гостиная, где собирались по средам, отличалась от нарядных петербургских гостиных простотой своего убранства и непритязательностью. Главным ее украшением были картины — работы учеников и друзей .
При входе обращает на себя внимание слепок со знаменитой статуи Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Эта комната в обычные дни служила кабинетом Наталии Борисовны Нордман-Северовой.
Здесь всегда стоял рояль. Возле него на стене висит фотография молодого А. М. Горького с надписью: «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память».
познакомился с Алексеем Максимовичем в 1899 году во время первого пребывания писателя в Петербурге. Горький тогда привлек всеобщее внимание своими полными романтизма произведениями, прославлявшими нового героя, которого он нашел в среде отверженных. «Дай бог Вам, — писал ему в 1899 году, —продолжать как начали. Вытаскивать из-под спуда поддонную силу жизни русской, в которую мы плохо верим потому, что не знаем ее и не имеем способности видеть,—это миссия писателя. За эти откровения, представленные в такой заманчивой поэтической форме, мы и любим и ценим его по мере сил и способности нашей разуметь».
Тогда же, в Петербурге, немедленно принялся писать портрет Горького, однако не закончил, так как Горький должен был уехать.
в своих письмах постоянно интересовался, над чем работает писатель, и ясно, что все, написанное Горьким, немедленно прочитывалось художником.
Дружба Горького и особенно укрепилась в 1904 году, когда Горький и М. Ф. Андреева поселились в Куоккале, на даче Эрстрема. Мария Федоровна Андреева была известной актрисой. В то время мало кто знал, что она участвовала в деятельности большевистской организации.
18 августа 1904 года Горький в «Пенатах» впервые встретился со Стасовым. «...Мы втроем, — писал Стасов, — ( , Горький и я) гуляли по громадному саду Нордман (с прудами, мостиками, террасами, беседками на вышках), и тут произошло наконец большущее мое знакомство с Горьким». Далее, описывая Горького, Стасов награждает его эпитетами; «прехороший», «преинтересный», «преотличный».
Эту встречу запечатлел фотограф К. Булла на шестнадцати снимках. Он сфотографировал Горького, Стасова и на дорожках парка и возле дома. Булла снял также момент, дагда Горький читай Стасову свою рукопись. Эта фотография находится сейчас на зимней веранде.
Летом 1905 года решил написать двойной портрет Горького и М. Ф. Андреевой. Был приготовлен большой холст, зимняя веранда превращена в мастерскую. На высокой подставке, в мягком кресле, которое и сейчас можно видеть на веранде, устроилась М. Ф. Андреева, а рядом, на подоконнике, положив ногу на ногу и подперев подбородок рукой, сидел А. М. Горький. Сохранилась фотография, запечатлевшая эту группу и самого , который уже наметил углем рисунок на холсте. Но Горький вновь не смог позировать, и пришлось отказаться от своего намерения создать двойной портрет. Им был написан только портрет Марии Федоровны в кресле, на фоне зеленого сада. Тем же летом Репин рисовал Горького читающим в кругу друзей только что законченную пьесу «Дети солнца». Репродукция этого рисунка висит при входе на зимнюю веранду. На рисунке на первом плане — старый и седой В. В. Стасов, Горький с маленькой бородкой, которую он отпустил во время заключения в Петропавловской крепости, далее Ф. Д. Батюшков, Н. Г. Гаран-Михайловекий. Фигура человека, сидящего позади, только намечена — возможно, это А. И. Куприн. Он в 1905 году бывал в Куоккале у Горького и .
Представление о том, что волновало тогда всех и что обсуждалось на пенатских «средах», могут в какой-то мере дать репинские альбомы с автографами гостей. Так, например, на одном из листов (копня его лежит на рояле), мы читаем: «Красота и искусство — вот религия будущего. Мария Андреева. 1905 — 8 июня». Рядом с автографом Андреевой А. Тихонов (Серебров) записал слова горьковекого Сатина из пьесы «На дне»; «Человек — вот правда».
В центре листа профильный рисунок человека с безвольно согнутой шеей и отвисшей губой — таким художник изобразил Николая II. Под рисунком надпись: «Кто сей урод?» Это написано Горьким.
не мог оставаться равнодушным к судьбе своего народа. Его не было в Петербурге во время кровавых январских событий 1905 года, но они глубоко потрясли художника. Под впечатлением рассказов очевидцев делает несколько рисунков и эскизов, изображающих расстрел демонстрантов на Дворцовой площади и Васильевском острове. Позже им были начаты картины «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрацииНа Дворцовой площади в Петербурге. Набросок для неоконченной картины "Разгон демонстрации" (1905, Музей современной истории). Дерево, масло, 12.3 x 21.3Государственная Третьяковская галерея». В этих произведениях, как всегда, открыто и смело художник выступает против насилия, против самодержавия. Картины были подарены Советской России и находятся сейчас в Музее Революции СССР в Москве. В 1906 году художник создает рисунок «Мольба о конституции» и эскиз картины «Манифестация. 17 октября 1905 годаМанифестация. 17 октября 1905 года. 1907—1911Холст, масло, 184 x 322Государственный Русский музей», в которых нашли отражение наивные мечты либеральной интеллигенции о конституции и Государственной думе, о «разуме» и «спокойствии в России», как писал . Позже, в годы столыпинской реакции к правительственного террора, Репин одновременно с В. Короленко, Л. Толстым и Л. Андреевым выступал в печати, призывая к отмене смертной казни.
Почти ни одна «среда», ни одно собрание гостей в «Пенатах» не проходили без домашнего концерта. В. В. Стасов писал родным 20 июля 1905 года: «В воскресенье, 24, минет 61 год. Я проведу у него почти весь день. Будет музыка и пение. Везу с собой Асафьева — аккомпанировать, петь будет «Детскую» Мусорянина — прошлогодняя Майате Федорова. Будет и многое другое, например, Горький и его Мария Федоровна. Значит, все это вместе, пожалуй, будет хорошо». очень любил музыку и говорил, что тосковал, если подолгу не слушал ее. В ранней молодости, работая над картиной «Воскрешение дочери ИаираВоскрешение дочери Иаира. 1871Холст, масло, 229 x 382Государственный Русский музей», он просил своего брата Василия, учившегося тогда в Петербургской консерватории, повторять ему снова и снова сонату Бетховена «Quasi una fantasia». «Эта музыка опять переносила меня к моему холсту. До бесконечности наслаждался я этими звуками... Какое это было счастье...» — писал впоследствии .
Знаменитая картина «Иван Грозный и сын его ИванИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея» была создана под впечатлением программной симфонии Д. А. Римского-Корсакова «Антар». Как вспоминал в 1913 году , особенно запомнилась ему одна ее часть под названием «Месть». «Эти звуки завладели мной, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».
«О, музыка! Она всегда проникала меня до костей». В этом восклицании — весь : эмоциональность его характера и отношение к искусству. Он дружил со многими композиторами и музыкантами. Но из всех выделял своего любимого Мусорянина — Модеста Петровича Мусоргского. В их творчестве было много общего, и Стасов писал Мусоргскому: « нов и силен в живописи, покончил со старыми преданиями — точно Вы в музыке».
В старческие годы , постоянно возвращаясь воспоминаниями к Мусоргскому, писал: «Меня, как натуру непосредственную, глубоко поражал этот гений...»
В «Пенатах» кроме сочинений Мусоргского исполнялись произведения композиторов «Могучей кучки», и как бы живым напоминанием о ней был старый Цезарь Кюи.
Вероятно, бывал в «Пенатах» и композитор А. К. Лядов, так как в 1902 году писал его портретПортрет композитора Лядова. Холст, масло. Посещал этот дом и давний знакомый художника А. К. Глазунов. Правда, своей болезненно-тучной фигурой он уже мало напоминал того бледного и поэтического юношу, каким художник изобразил его в превосходном портретеПортрет композитора А.К.Глазунова. 1887Холст, масло, 119 x 90.5Государственный Русский музей 1887 года. Бывали у виолончелисты А. Вержбилович, А. Пуни, скрипачки Маргарита Берсон, Цецилия Ганзен. Звучали произведения композиторов Скрябина, Рахманинова в исполнении Бориса Асафьева.
На стене, слева от рояля, висит ковер ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна. Это подарок от певицы А. Н. Молас. «Какой ковер!!!...— писал 19 марта 1888 года А. Н. Молас— -Какие прелестные цвета! Сочетания! Все так гармонично, оригинально... Чудо! Знаете ли, решительно, это должно быть выставлено».
очень любил петь. Он не играл ни на одном музыкальном инструменте, кроме гитары, и часто настроение свое изливал в песне. В кругу друзей художника было принято петь хором, и, как вспоминает дочь Вера Ильинична, он даже в день своего восьмидесятилетия пел друзьям старую украинскую песню. Среди замечательных певцов, бывавших в «Пенатах», можно назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Репин преклонялся перед талантом Шаляпина. Он был счастлив, когда великий артист приезжал в «Пенаты», «...А я все три дня и две ночи все в обществе Ф. И. Шаляпина», — писал 14 февраля 1914 года Н. Б. Нордман.
Сохранились воспоминания В. И. Репиной о пребывании Шаляпина в «Пенатах» в 1914 году: «Завтракали мы за круглым столом, Шаляпин своей могучей фигурой заполнял [комнату] ярко и выразительно, давая много жизни.. прекрасно декламируя по-французски всю роль Сальери: он ехал петь эту оперу в Париж. И какое прекрасное произношение!»