Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». -0001. Автор: Е.Левенфиш, М.Карпенко, Е.Кириллина, Г.Прибульская
«Утром, едва проснувшись,— вспоминал Чуковский,— бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской».
Здесь, на склоне дней своих, создал он картины «Черноморская вольница», «Пушкин на лицейском экзамене», «Финские знаменитости», «Самосожжение Гоголя» («Гоголь, сжигающий второй том „Мертвых душ"»), «Поединок» и свою недопетую лебединую песнь — картину «ГопакГопак. 1927Холст, маслоЧастное собрание».
По средам И. Е. Репин открывал двери мастерской, и многие непосвященные проникали к его «святая святых». Художник показывал свои работы с удовольствием, выслушивал критические мнения о них и очень раздражался, когда неумеренно расхваливали его картины. Больше всего он любил, когда в мастерской собирались близкие друзья. Об этих встречах напоминают нам сохранившиеся многочисленные фотографии. На одной из них, сделанной Нордман, мы видим Репина, Н. Морозова,
К. Морозову, С. Сергеева-Ценского, К. Чуковского, А. Свирского и других. На другой фотографии — Репин и Шаляпин с художниками Н. Аронсоном, , , в перерыве между сеансами. На третьей Репин снят за работой над портретом Л. Яворской. Примечательно, что тут же собралось большое общество. Репин умел работать и одновременно вести оживленную беседу, потому что обмен мнениями только разжигал интерес художника к своей модели, а те, с которых он писал портреты, забывали, что позируют, выражение их лиц теряло напряженность и становилось естественным. Вот почему на удачных портретах, созданных в это время, люди изображены как бы в момент непринужденной беседы. Таковы написанные в «Пенатах» портреты В. Короленко, Н. Кареева, Н. Морозова, П. Самойлова, К. Чуковского, Т. Щепкиной-Куперник и других.
Над большими картинами Репин обычно работал в одиночестве и редко показывал их в незавершенном виде.
Иногда он делал исключение для близких людей, которые своим заинтересованным вниманием могли помочь ему точнее определить замысел произведения. В письмах к друзьям Репин часто делится своими планами, и его переписка с , В. В. Стасовым, П. М. Третьяковым, А. В. Жиркевичем, Т. Л. Толстой и другими приоткрывает нам внутренний мир художника, раскрывает процесс его творчества.
В этом смысле письмо Репина к его ученице, молодой художнице , — образец раскрытия психологии творчества.
«Творить что бы то ни было, — пишет Репин, — значит фиксировать моменты высших проявлений души... в то время, когда художник запечатлевает на полотне свой экстаз, он так полон своим настроением, что всякий штрих его освещается особым миром. воображения и имеет несравненную силу выражения... В счастливый момент духовной жизни зритель испытывает то же счастье, какое испытывал автор!..»
После окончания строительства зимней мастерской рядом с ней, над кабинетом, был сооружен балкон под стеклянной крышей. На него можно было подняться по лесенке прямо из кабинета. Эта пристройка являлась продолжением мастерской, но уже на открытом воздухе. Балкой, с высоты которого виден парк и берег залива, в шутку прозвал «аэропланом».
«Мой аэроплан даёт, мне чудесные солнечные ванны, — читаем в письме Нордман, —«сейчас и пишу на нем».
Здесь же на простом, сколоченном из досок топчане обычно спал летом и зимой, и лишь когда термометр показывал ниже 20 градусов мороза, он спускался в свой кабинет. Еще в юности художник приучал себя спать на открытом воздухе или при открытых настежь окнах, не боялся холода и очень редко простужался. Считая, что свежий воздух — залог здоровъя, убеждал всех близких следовать его примеру. Так, в петербургской квартире художника была комната, в которой спали зимой при открытых окнах.
«Теперь у нас на всех верхних балконах поделаны скамейки для спанья», — сообщал он в письме к старшей дочери в 1896 году из имения в Здравнёве.
У входа на балкон на мольберт — большое полотно, на котором мы видим круглый белоколонный зал, ряды кресел и несколько фигур, сидящих и стоящих. Это эскиз знаменитой картины «Заседание Государственного СоветаТоржественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. 1903Холст, масло, 400 x 877Государственный Русский музей», написанной по заказу Министерства императорского двора. Первоначально и художник, и заказчик предполагали, что картина будет небольшого размера, но, принявшись за нее и, как всегда, увлекшись новой задачей, почувствовал, что для того, чтобы представить эту сцену, ему нужно большое полотно. Картина сейчас находится в Государственном Русском музее и занимает целую стену большого зала.
В 1901 году, когда начал «Заседание Государственного СоветаТоржественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. 1903Холст, масло, 400 x 877Государственный Русский музей», он был уже пожилым человеком, у него болела правая рука, и для того, чтобы осуществить этот замысел, он привлек учеников из своей мастерской в Академии художеств, где с 1893 года преподавал. Это были и . Они должны были расчерчивать холсты, а также писать детали интерьера зала, куда затем вписывал фигуры.
На эскизе, о котором уже говорилось, интерьер, видимо, написан Куликовым, а фигуры . Он разместил их в нескольких планах, по всей вероятности решая композицию картины и ее цветовые отношения.
поставил непременным условием, чтобы все члены Государственного совета позировали ему в зале заседаний в тех же позах, в которых он решил изобразить их в картине. Предложение писать по фотографиям он категорически отверг.
Одновременно с портретные этюды писали его ученики, и, так как их портреты были сделаны уже в несколько другом ракурсе, они впоследствии служили дополнительным материалом. Этюды, написанные учениками, конечно, слабее работ самого художника, находящихся в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, но ценил их, сохранил, и сейчас их можно видеть на стенах мастерской.
Лучшие из них — портрет великого князя Михаила Николаевича (на стене против входа) работы портрет Э. Фриша работы (над дверью, ведущей на балкон).
В эти годы к художнику неоднократно приезжали его академические ученики за советом и для того, чтобы вместе с ним поработать в мастерской. Сохранилась фотография 1912 года: и Юрий Репин пишут портрет на фоне камина. Портрет, который тогда написал , он хранил у себя, ныне он находится в квартире-музее И. И. Бродского в Ленинграде.
Свою педагогическую деятельность начал очень рано, когда в 1874 году во Франции к нему привели девятилетнего мальчика, сына композитора А. Н. Серова. Заметив его одаренность, стал с ним заниматься и продолжал эти занятия до самого поступления Валентина Серова в Академию художеств.
Преподавание считал очень важным и серьезным делом. Он не придерживался строгой педагогической системы, но увлекал учеников личным примером, не мешал каждому из них подходить к изображению натуры по-своему. Очень редко художник собственноручно исправлял работу ученика. Обычно садился рядом и начинал писать тот же этюд, давая тем самым наглядный урок. И нельзя не согласиться с очень точным определением ученика : «Педагогом не был, но великим учителем все же был».
Тех, кто хотел учиться у , было так много, что его мастерская в Академии художеств не могла вместить всех желающих.
Будучи очень трудолюбивым человеком, не уставал повторять, что одной природной одаренности мало: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения».
Многочисленные ученики не утратили своей творческой индивидуальности, и каждый из них пошел своим путем. Но все они, и , , и , и , и , и , и , и , подобно , до конца своих дней сохранили необычайное трудолюбие и страстную приверженность своему делу.
Как уже говорилось, в мастерской в «Пенатах» всегда работал кто-нибудь из начинающих. был очень внимателен к молодым и старался оказать им всяческую поддержку. Он восторженно относился к успехам своих учеников и всегда с гордостью показывал их работы. К сожалению, многие из них не сохранились до наших дней: часть была продана, часть погибла во время Отечественной войны. При восстановлении музея стремились восполнить этот пробел. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской.
Над лесенкой, ведущей в «костюмерную», находится большой портрет девушки в полный рост. Она одета в простое платье с передником, в руках держит этюдник и кисти. Это написанный портрет А. И. Тхоржевской-Петровой, с которой они занимались в академической мастерской . Тонкий по живописному решению, портрет интересен еще и тем, что передает типичный облик ученицы Академии художеств тех лет.
Здесь нее находится ранняя работа . Это профильный портрет седовласой пожилой женщины, М. П. Грек. Она написана на фоне темной зелени. В портрете уже чувствуется характерная манера кустодиевского письма: краски положены очень легко и рисуют форму, они чисты и прозрачны.
А над маленьким «теремным» окошком висит самого , написанный его товарищем . Молодой человек изображен полулежащим с книгой в руках. Живопись портрета несколько суховата, но приветливый и живой характер передан хорошо.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков, служившие при его работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей», «Конец Черноморской ВольницыКонец Черноморской Вольницы. 1900-еХолст, масло, 103.5 x 151Частное собрание», «ГопакГопак. 1927Холст, маслоЧастное собрание».