Нестерова Наталья Игоревна [1944]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Наталья Нестерова. 1981. Автор: Анна Ароновна Дехтярь. Москва. «Советский художник»

Творчество молодых художников 1970-х годов развернуло перед зрителем широкую панораму направлений и стилей, и которой значительное место принадлежит произведениям, открывающим нам по-особому праздничный мир, увиденный словно глазами ребенка или «наивного» живописца-непро­фессионала. Освоение и творческое переосмысление изоб­разительного фольклора, лежащее в основе этой тенденции и по существу являющееся продолжением национальных традиций народной картины, лубка, ремесленных промыслов, объединило молодых мастеров из разных республик: москвичей Т. Назаренко, К. Нечитайло, Л. Решетникову, Е. Струлева, белоруса В. Сумарева и литовца Р. Бичюнаса, М. Статного из Кишинева и Э. Путерброта из Махачкалы и многих других. К этой же плеяде живописцев принадлежит московская художница Наталья Нестерова.

Картины Нестеровой, ныне хранящиеся в собрании Русско­го музея, галереях Архангельска и Ростова, Перми и Сара­това, появились на выставках в конце 1960-х годов, когда новое поколение художников открыто обратилось к эстетике фольклора: локальному цвету, плоскостности изображения, повышенной декоративности.

Но главное обаяние народного искусства для Нестеровой, как и для других ее коллег, состояло в мудрой бесхитрост­ности, образной остроте, придающих «примитиву» предельную выразительность. Эту тягу к постоянно обновляющейся, не­заученной и нерегламентированной каноном образности, ко­торой отмечены поиски русской живописи со времен «Мира искусства», Г. Якупов, страстный защитник примитива, назвал поисками «уменья не уметь...».

И хотя на выставках последних нескольких лет поток про­изведений, вдохновленных народным творчеством, начинает заметно спадать, бесспорно, что обращение к фольклору обогатило образный спектр искусства молодых, способство­вало появлению картин, выразительно, свежо и оптимистически повествующих о современности.

Зрителя, мало знакомого с традиционным народным ис­кусством, прежде всего в полотнах Нестеровой удивит пов­торяющаяся условность персонажей. И впрямь люди в ее картинах почти не индивидуализированы: приземистые, круп­ноголовые «человеки», они словно сошли с детских рисунков. В этом художница особенно упорно следует изобразитель­ному фольклору, где в трактовке человека типическое всегда господствует над индивидуальным. Поэтому, представляя сво­их персонажей людьми «вообще», Нестерова, подобно само­деятельным художникам, надевает на них постоянную маску всеобщих качеств человеческой внешности: большой нос, круглый румянец, золотые волосы, черные брови и т. д.

Порой в такой интерпретации ощущается нарочитость, ибо изобразительные средства как бы предпосылаются сюжету, однако художница в большинстве своих полотен сохраняет верность этой достаточно целостной, хотя и несколько кано­ничной, живописной системе.

В мировосприятии Нестеровой преобладает игровое, зре­лищное начало, также уходящее корнями в народное искус­ство. Ее образное видение полярно противостоит натура­лизму, ибо сюжет трактуется ею не как выхваченный из временного потока фрагмент бытия, а как действо, разыгры­ваемое то ли в шутку, то ли всерьез по законам некой «об­условленной условности». В одних случаях Нестерова размещает своих персонажей нарочито фронтально и в статичных позах; в других выводит их на передний план, словно шествие по невидимой авансцене. Возникает аналогия с театром ма­рионеток, с той только разницей, что бутафорские декорации ц нем заменены живой прелестью пейзажа. Вообще по своему мосту в мире нестеровских образов человек — это homo ludens, «человек играющий». Не зря из картины в картину он про­водит досуг, играет в карты, прогуливается, катается на кару­селях. И в этом художница следует мастерам народного искусства, с особенным удовольствием изображающим празд­ники, гулянья и другие развлечения.

Профессиональное искусство Нестеровой, безусловно, не может быть сведено к чертам, сближающим ее с наивными живописцами. Учитель художницы Д. Жилинский, сам пред­ставитель совершенно иного пластического направления, счи­тает, что «для Нестеровой так называемое примитивное ис­кусство—«точка опоры», живая традиция. Ее обращение к примитиву органично, оно помогает найти свои собственные средства, по-своему раскрыть сущность предмета и явления. Художника-примитивиста не интересует, что было «до» и «после» него, работая, он исходит из убеждения, что делает вещь точно и правдиво. Нестерова — живописец глубоко про­фессиональный, искушенный в тонкостях живописи»

Действительно, творчество художницы лишено незамутнен­ности чувств, собственно «наивности» самодеятельного искус­ства. Полотна ее несут в себе романтическое, лирическое, драматическое содержание, чего никогда не ведает ясная идиллия примитива. Суть полотен Нестеровой в сложных взаимоотношениях человека с природой, и именно подобная противоречивость отличает современное профессиональное искусство от фольклора, трактующего эту тему в духе не­изменной гармонии.

Пейзаж у Нестеровой исполнен волнующей красоты и, если это определение применимо к «равнодушной природе», не­коего  нравственного  совершенства,   созерцание которого смягчает и облагораживает душу. Человек же не всегда чув­ствует эту красоту. Может быть, именно поэтому смысловые и эмоциональные акценты произведений художницы перене­сены с людей на пейзаж, на одухотворенные деревья, дыша­щие кустарники, очеловеченные дома.

Но поскольку большинство полотен Нестеровой не явля­ются «чистым» пейзажем, а содержат в себе известную «жан­ровость», подобная психологическая облегченность персона­жей представляется не совсем правомерной.

В пейзажах Нестеровой, как постоянные величины, царят основные стихии в их предельном, очищенном от случайного обличья состоянии: ясная небесная лазурь и ее двойник — синяя морская гладь, сочная зелень дерев и пышная субтро­пическая растительность. И хотя конкретные черты южного ландшафта: нежное цветение иудина дерева, хрупкие свечи каштанов, мягкие дымки на горизонте, белеющие в темных купах здания, — все эти чарующие приметы крымской весны узнаются безошибочно, художница укладывает реальные пле­нэрные впечатления в некую романтическую схему, которую составляет набор общих природных категорий: Небо, Вода, Земля, Флора.