Натюрморт советских художников. 1970. Автор: И. Болотина
Живописцы издавна населяют свои полотна вещами — изображениями обстановки, в которой проходит жизнь человека. Вещи — вечные спутники людей не только в жизни, но и в картинах. Каждая вещь несет на себе отпечаток как духовной, так и материальной деятельности человека. Интерес к живописи вещей кристаллизуется в особом жанре искусства — в натюрморте.
Натюрморт, в великом разнообразии украшающий стены наших музеев и выставок, любим зрителями. Непосредственное чувство красоты, естественное желание любоваться красивыми вещами заставляет даже самого неискушенного зрителя искренне восхищаться искусно написанными цветами или фруктами, рыбами или хлебами, изящными сосудами или яркими тканями. Мы охотно повесим такие картины и у себя дома.
Можно сказать, что натюрморт — жанр обычно понятный и доступный. Но такая легкость восприятия натюрморта, его доходчивость может быть обманчивой. Неопытный зритель иногда встречает произведения, которые вызывают его столь же искреннее недоумение. Ну что красивого, скажем, в куске сырого мяса или грязной палитре, в куске холстины или ржавом бидоне, в скомканной бумаге? Зачем понадобилось художнику изображать их? Мало ли в жизни более привлекательных, значительных мотивов? Живопись открывает людям глаза на мир, помогает увидеть красоту и там, где ее, казалось бы, нет и не может быть — даже в самых прозаических, некрасивых, с обыденной точки зрения, вещах.
Не только всеми признанные красоты привлекают живописцев. Суметь увидеть, найти и передать нечто прекрасное, высокое, полное глубокого смысла в простом, будничном, малом — особая способность искусства, особая заслуга его. Велики в этом отношении и возможности натюрморта, своеобразного, неповторимого по своим образным формам жанра.
Натюрморт —это картина, не этюд с натуры, а сочинение, даже тогда, когда он пишется непосредственно с натуры; это образ мира, каким он представляется художнику, решенный особыми выразительными средствами, присущими этому жанру. Живописец творит здесь уже на стадии выбора мотива, как и в работе над любым другим произведением, только здесь герои — вещи — буквально у него в руках. Натюрморт дает повод и для декоративного сочинения и для философского раздумья о жизни. Здесь обнажается мастерство живописца, подвергаются искусу его профессиональное умение и художественная зрелость. Художнику открываются особые возможности внимательного, сосредоточенного общения с натурой, поэтому так развито аналитическое начйло в живописи натюрморта. Натюрморт может быть интимным, лирическим, тихим, может быть и зазывным, громким, вывесочным. Мир вещей, предметных сочетаний и сам по себе богат и разнообразен. У каждой вещи свой характер, неповторимый индивидуальный облик.
Одни вещи обжиты, вошли в быт людей, в них запечатлелись человеческие радости и невзгоды, они одухотворены незримым присутствием человека, несут на себе следы общения с ним. Другие предметы как бы вечны, живут всегда и со всеми, всех радуют,— например, дары земли, ее плоды. Но и букеты цветов — пышные или скромные, помпезные или лирические, безмятежно прекрасные или таинственные — тоже особый мир, тоже богатейшая неисчерпаемая тема для живописца. Натюрморт дает возможность бесчисленных вариаций в решении одной и той же темы, различных живописных интерпретаций. Его, казалось бы, скупые образные средства в действительности очень емки, богаты, недаром его называют «камерной музыкой живописи».
Натюрморт требует от зрителя особого внимания. Чтобы не разочароваться в нем, оценить его, понять замысел художника, зритель должен проникнуть в сокровенное, тайное тайных искусства живописи, увидеть подлинное содержание натюрморта, а не только.внешний предметный мотив. Как и во всякой картине, содержание здесь не исчерпывается выбранным в натуре сюжетом. Поэтому смотреть и оценивать натюрморт нужно, не останавливаясь только на том, какие предметы изобразил художник, но, главным образом, всматриваясь в то, что же получилось у него на полотне, какими живописными приемами достиг он того или иного впечатления; надо увидеть красоту красочных мазков, оценить неповторимую гармонию цвета и пластику форм, залюбоваться. Ведь даже если художники изображают одни и те же вещи, например, цветы или фрукты, под кистью каждого из них они приобретают совершенно различный характер, различное содержание. Это естественно, потому что натюрморт — произведение искусства, то есть нечто совершенно другое, чем предметы в жизни, даже если изображены они очень похоже, совсем «как живые». Натюрморт — творение рук живописца, воплощение его художественных устремлений, это человеческий документ, исповедь художника, а не только воспроизведение предметов внешнего мира.
Конечно, предметный мотив, то, что изображено, совсем не безразлично — натура, впечатления натуры вдохновляют художника, ведут его. Диалог живописца и натуры, человека и вещи — вот непреходящая, вечная тема натюрморта.
К чему стремится художник в натюрморте? Запечатлеть любимые вещи — книги, свою палитру, какой-то одному ему дорогой и памятный предмет в соседстве с другим, столь же ему близким; или передать свое искреннее восхищение только что внесенным в комнату букетом цветов; или воспеть в величественной картине яркую красоту, богатство даров природы; или передать в скромном сочетании двух-трех предметов особое глубокое содержание, лик эпохи, почти символически выразить дух времени; или рассказать нам о красоте всего сущего, каждой частицы жизни, о совершенстве форм, гармонии цвета в самых обычных, простых вещах. Или же, наконец, это эксперимент, серьезный и строгий, штудия, отрешенная от всех посторонних задач, где художник постигает вечные и всегда новые законы искусства живописи. В натюрморте, как и во всяком другом жанре, есть свои традиции, свои сложившиеся каноны, свои типы. В наш век натюрморт стал особенно свободным и разнообразным по своим формам.
И круг изображаемых вещей, натюрмортных мелодий бесконечно обогатился, и характер живописи, то, что определяет душу живописного произведения, стал чрезвычайно разнообразен. В русском искусстве подлинный расцвет натюрморта пришелся только на наш XX век; он утвердился в творчестве художников, которых мы сейчас причисляем к классикам советского искусства. Русская живопись не знала до этого времени такого подъема натюрморта.
У наших живописцев были славные традиции в других жанрах искусства, хотя отдельные натюрморты известны русской живописи и в XVIII и в XIX веках. Однако можно с уверенностью сказать, что отечественный натюрморт возник, по-настоящему сложился и расцвел в страстном поиске образных форм, художественного языка в бурные годы начала XX столетия. Натюрморт стал для многих художников этой эпохи жанром творчески принципиальным, можно сказать, боевым— здесь открывались новые выразительные возможности живописи, новые ее горизонты, здесь проводились эксперименты, далеко не только формальные по своему значению. Наши живописцы впервые почувствовали своеобразие, силу и прелесть этого жанра, полюбили его и оставили нам подлинно прекрасные произведения, ставшие украшением национальной школы живописи.
Советский натюрморт вырос из этих традиций и продолжил их. Многие наши выдающиеся художники старшего поколения обратились к натюрморту в годы своей творческой молодости и создали в этом жанре немало прекрасных произведении, которыми может гордиться русское искусство.
В творчестве каждого из этих мастеров натюрморт оставил глубокий след. Художники нашего времени пробуют свои силы в разных областях искусства, стараются использовать своеобразие возможностей, таящихся в различных жанрах, редко работают только в каком-либо одном из них. Но, конечно, у каждого живописца есть свои привязанности. Не ограничиваясь в своей работе только натюрмортом, советские мастера старшего поколения поставили его наравне с прочими жанрами, во всяком случае, с пейзажем и портретом. В истории русского и советского натюрморта уже есть своя классика — произведения
и , и , и и других выдающихся наших живописцев. Рядом с их произведениями становятся и натюрморты художников младших поколений, чье творчество складывалось уже целиком в послереволюционные годы, в советское время.Советский натюрморт настолько разнообразен и богат, что его не исчерпает никакой альбом. Мы знакомим читателя лишь с немногими образцами. Мы старались по возможности дать в этом альбоме произведения разные — и по выбору вещей, по их постановке, по характеру живописи, по подходу к самой задаче натюрморта. Мастера, которые здесь представлены, по-разному относились к этому жанру. Для некоторых из них натюрморт был основным занятием, ему принадлежало главное место в их искусстве, для других он был хотя и не случайным, но редким эпизодом в творчестве. Поэтому одни художники представлены типичными, характерными для них вещами, другие,— быть может, несколько неожиданными для сложившегося представления об их искусстве, открывающими некие новые грани их таланта. Наряду с произведениями наших прославленных мастеров, многие из которых давно любимы широким зрителем, мы даем работы менее известных художников. Но и те и другие входят в замечательный фонд нашего натюрморта, образуя неповторимо разнообразную и прекрасную страницу советского искусства.
И. Болотина