Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.
В картине есть удивительная простота композиции, крайняя сдержанность жестов, выразительность мимики.
с присущим ему мастерством психологического анализа в семейной драме царя, ветретившего в сыне упорного противника дела всей своей жизни, раскрыл смысл исторического события, показал трагедию конфликта личных чувств и государственных интересов. В Петре художник увидел выдающегося политического деятеля, жертвующего сыном во имя государственных интересов, и одновременно человека, отца. Поскольку художник рисует конкретный исторический факт, жизненная достоверность изображения героев и обстановки приобретает особое значение. Тщательно выписанные детали не только конкретизируют время и место действия картины, но и участвуют в характеристике действующих лиц: простая мебель, висящие на стенах картины раскрывают вкусы Петра, говорят о его деловитости, стремлении к преобразованиям; в этой европейского типа комнате воспитанный в теремах Алексей чувствует себя чужим. Романтическая взволнованность «Тайной вечери» уступает место в этой картине строгой исторической объективности. Соответственно изменился и характер живописи: на смену живописному пятну, напряженному звучанию цвета, могучим контрастам света и тени приходят подробная проработка формы, отчетливость рисунка, ровное освещение, сдержанный колорит.Громадное впечатление, производимое картиной, демократизм в понимании деятельности Петра I были отмечены Салтыковым-Щедриным в его рецензии на I передвижную выставку. Подлинный-реализм картины, выраженная в ней идея патриотизма, гражданского долга позволяют считать ее лучшей исторической картиной досуриковского периода. Картина получила всеобщее признание и еще в мастерской художника была куплена П.М. Третьяковым.
В картинах «Екатерина II у гроба императрицы ЕлизаветыЕкатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874Холст, масло., 172 x 224Государственная Третьяковская галерея» (1874) и «А.С. Пушкин в селе Михайловском» («Пущин у Пушкина», 1875) не было той глубины содержания и мастерства исполнения, которые так привлекали в картине «Петр I и Алексей».
Ге пробует свои силы в различных жанрах — портретном, историческом, религиозном, но ни один из них его не удовлетворяет. Творческая неудовлетворенность и материальные невзгоды заставляют художника покинуть столицу. С 1876 года Ге поселился на хуторе Черниговской губернии, близ станции Плиски. Там же он и умер 1 июня 1894 года.
До 1879 года художник почти не работал, переживая глубокий душевный кризис. По-прежнему остро ощущая общественные противоречия, он в это время, менее, чем когда-либо, представляет реальный путь к общественному благу, обращается к проповеди нравственного совершенствования как единственному средству борьбы с социальным злом.
Портрет был единственной областью, в которой Ге продолжал работать в это время. По приезде на хутор Ге пришлось много писать портретов по заказу местных богачей, чтобы как-то расплатиться с долгами и вести хозяйство. Эти заказы страшно тяготили художника, он брался за них крайне неохотно. К такого рода заказным портретам относятся парные портреты четы Терещенко, крупного сахарозаводчика и его супруги, скучные и холодные. К числу наиболее удачных портретов, исполненных в первые годы жизни на хуторе, относится портрет И.Я. Петрункевича (1878), соседа по имению. Ге создал колоритный образ русского помещика 70-х годов XIX века, человека крутого нрава, не привыкшего ни в чем стеснят себя, но уже не имеющего той властности во взгляде и осанке, которые были характерны для барина-крепостника. Особая сочность письма, жанровость характеристики, композиция портрета, наконец, жест руки, положенной на располневшее чрево, сближают этот портрет с работами Репина, в частности с его знаменитым «Протодиаконом».
В 1880 году
написал картину «Милосердие» (впоследствии она была им уничтожена), где впервые дал образ, Христа нарушающий все каноны: он изобразил его в виде оборванного нищего. Картина подверглась уничтожающей критике. Художник очень тяжело переживал крушение своих новых идеалов. Именно в это время происходит знакомство Ге с Л.Н. Толстым, перешедшее вскоре в глубокую дружбу.Ге встретился с Толстым вполне зрелым, сложившимся художником. Общение с великим писателем воодушевило его, вызвало могучий прилив творческой энергии. Ге писал: «В 1882 году случайно попалось мне слово великого писателя Л.Н. Толстого о «переписи» в Москве... Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло... Я еду в Москву обнять этого великого человека и рабатать ему». Неправильно было бы сводить влияние Толстого на Ге к моральному истолкованию художником евангельских сюжетов. Оно сказалось и в углубленном реализме и психологизме его портретов этих лет.