Ге Николай Николаевич [1831—1894]

  • Страница №7
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.

Так же, как в свое время Ге мечтал написать портрет Герцена, теперь он мечтал написать портрет ТолстогоГе Н. Н. Портрет Л.Н.ТолстогоПортрет Л.Н.Толстого. 1884Холст, масло., 95 x 71Государственная Третьяковская галерея. Со свойственными ему горячностью и темпераментом он работал над портретом. Толстой изображен художником в кабинете хамовнического дома, склонившимся над рукописью. Поражают полное забвение моделью самого факта позирования, погруженность в творчество. Склоненное над рукописью лицо писателя ясно, на нем запечатлелись напряженная мысль и сознание исполненного долга. Особенно выразителен великолепно вылепленный лоб с резкой чертой между бровями. Лоб кажется более высоким, думающим благодаря наклону головы и яркой освещенности. Насыщенность портрета солнечным светом усиливает впечатление гармонии образа, силы и ясности мысли.

В последние годы жизни Ге создал цикл картин о страданиях Христа, изображенных как страдания чисто человеческие. Они полны  огромного  драматического  напряжения  и страстного  протеста против зла, унижения человека, протеста против всяческого лицемерия и ханжества.

В 1890 году написана картина «Что есть истина?". Христос и Пилат». Яркий солнечный свет освещает фигуру Пилата, римского наместника. Задавая свой вопрос, Пилат с ироническим жестом обращается к Христу. Измученный пытками Христос, стоящий со связанными руками у стены, отвечает на его слова горящим страстным взглядом фанатика. В образе Пилата художник обличает эпикурейство, бездушие власть имущих, внутреннее безразличие к сущности вопроса; в образе Христа рисует представителя угнетенных, прославляет подвиг во имя идеи. Но его Христос жалок и одинок перед лицом грубого насилия.

Темпераментной кистью, широкими густыми мазками краски художник передал солнечные лучи на мраморном полу и одежде Пилата. По контрасту с ним сурово звучит темная одежда Христа, глубока тень от его фигуры. Подобно «Тайной вечере», колорит картины строится на живописном контрасте темных и ярких пятен, но здесь смысл этого противопоставления сложнее и глубже. Там темным силуэтом давалась фигура Иуды — носителя злого начала. В картине «Что есть истина?Ге Н. Н. "Что есть истина?". Христос и Пилат"Что есть истина?". Христос и Пилат. 1890Холст, масло., 233 x 171Государственная Третьяковская галерея» во мрак погружена фигура Христа, одетого в жалкие лохмотья. Пилату же, пресыщенному жизнью и пользующемуся всеми ее благами, сопутствует до осязательности правдиво переданный солнечный свет, который фиксирует внимание зрителя на его самоуверенной позе и жирном затылке. Симпатии художника целиком на стороне Христа. Эта способность Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого...., увидеть моральное превосходство гонимой, отверженной личности над властью и богатством говорит о большом гуманизме художника.

Картина при своем появлении вызвала толки о богатых и бедных, о социальной несправедливости, об угнетении трудящихся. Такое же впечатление она произвела и за границей, куда ее возил знакомый художника Н.Д. Ильин. Проводились прямые аналогии с современностью, облик Христа сравнивали с обликом человека, только что испытавшего полицейские, побои, а отношение к нему Пилата — с презрением властей к угнетенным и трудящимся беднякам, большинству общества.

Конечно, сам художник был очень далек, от таких крайних выводов, и пафос его картины, заключался в прославлении подвига во имя идеи, утверждении преобразующей силы личного примера, а не в прямом решении социальных проблем. Это и было отмечено демократической русской общественностью. Царская цензура во избежание толков, возбуждаемых картиной, запретила ее показ, усмотрев в ней неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения.

Полным нарушением всех церковных канонов, страстным протестом против человеческого страдания звучат две последние картины художника: «ГолгофаГе Н. Н. ГолгофаГолгофа. 1893Холст, масло, 222,4 x 191Государственная Третьяковская галерея» и «Распятие».

В «ГолгофеГе Н. Н. ГолгофаГолгофа. 1893Холст, масло, 222,4 x 191Государственная Третьяковская галерея» (неоконченное произведение, 1892) с огромной силой,   беспощадной  правдивостью  и  даже натуралистической  точностью художник передал страшную физическую муку, достигшее предела человеческое страдание. Картина гибели Христа полна потрясающего драматизма. Запрокинутая назад и полуприкрытая руками, искаженная страданиями голова Христа, его измученное, обескровленное тело даны на зеленовато-белом фоне. Все подчинено острой драматической экспрессии образа - фосфорический цвет,
напряженное колористическое звучание, картины, экспрессивная лепка формы, фрагментарность композиции. По собственным словам,
художник стремился передать в картине идею и впечатление, мало обращал внимания на детали. Он отказывается от этюдов, ищет образ прямо на полотне, счищает одно и поверх пишет снова.

По замыслу Ге эти картины должны были, прославлять самопожертвование во имя счастья человечества. Однако объективная ценность, картин «Что есть истина?Ге Н. Н. "Что есть истина?". Христос и Пилат"Что есть истина?". Христос и Пилат. 1890Холст, масло., 233 x 171Государственная Третьяковская галерея» и «ГолгофаГе Н. Н. ГолгофаГолгофа. 1893Холст, масло, 222,4 x 191Государственная Третьяковская галерея» не в призыве к самоусовершенствованию и жертве, а в страстном протесте против, насилия над человеком. Ни в одном произведении художника не прославляется примирение со страданием. Этот протест, это, косвенное отражение трагического положения личности в современном художнику обществе, имели в свое время положительное значение. Но подмена социальных вопросов моральными, идеализация религиозного фанатизма, неумение найти верный выход из вопиющих противоречий действительности составляют слабую сторону творчества этого замечательного живописца.

Художник никогда не утрачивал веры в преобразующую силу человеческого разума. Вера в человека нашла свое яркое воплощение в портретном искусстве Ге.

Слова художника, обращенные к ученикам Киевской рисовальной школы, помогают понять специфику его портретов: «Я в своей жизни написал более ста портретов, и ни один раз мне не пришлось написать одинаковым способом: каждое лицо особого характера потребовало наново искать способ передать этот характер»

Эволюция портретной живописи Ге теснейшим образом связана с эволюцией всего его творчества, с  решением конкретных идейно-художественных задач, волновавших его в тот или иной период.

Очень богато и разнообразно портретное искусство Ге 80-х - начала 90-х годов. Он создал ряд замечательных женских образов, великолепный, дышащий жизнерадостностью портрет сына (1884), поэтичный и трогательный портрет внука (1889).