Маковский Константин Егорович [1839—1915]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

О художнике К.Е. Маковском. 1915. Автор: Журнал «Нива»

В этой исключительной атмосфере зародилось и легко развилось дарование К.Е. Маковского, равно как и его брата, В.Е. Маковского, и сестры, А.Е. Маковской. Семья Егора Ивановича Маковского дала России трех выдающихся художников. Константин Егорович был старшим в этой даровитой семье. И нечего и говорить, что художественное воспитание его с самых же первых дней было поставлено прекрасно и целесообразно. Еще мальчиком он был отдан в рисовальные классы, из которых потом возникло московское училище живописи и ваяния (говорят, что Е.И. Маковский был один из основателей этих классов). Получив в этих классах отличную подготовку под руководством Тропинина и Скотти, молодой Маковский переехал в Петербург и поступил в Академию Художеств. Но еще до этого, будучи учеником московских классов, Маковский получил от Академии медаль за свои работы.

В Академии Маковский попал в среду молодых талантливых учеников. В этой среде талант его стал еще боле развиваться, и он успешно проходил академические классы. В 1862 году он получил от Академии золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова». Этот крупный академический успех молодого художника совпал с окончанием академических классов. Для того, чтобы официально окончить курс, Маковскому предстояло написать программную картину на предложенную академическим советом тему. Но Маковский и его двенадцать товарищей-конкурентов „взбунтовались" против совета и отказались писать на заданные темы, желая писать на свои собственные.

Это был знаменитый в своё время „бунт тринадцати". Академия на уступки не пошла, и Маковский вместе со своими двенадцатью товарищами вышел из Академии.

Выйдя из Академии, он сразу окунулся в блестящий успех и стал модным портретистом. В 1867 году он выступил с произведениями совершенно иного характера: „Селедочница" и „Бедные дети". Характерно,  что обе эти картины появились на академической выставке, и Академия присудила за них талантливому художнику звание академика. Таким образом Академия примирилась с Маковским: талант победил рутину.

А еще через два года, в 1869 года, появилась первая крупная работа Маковского уже в его настоящем духе и стиле: „Масленица в Петербурге", с множеством действующих лиц, с массой деталей, с праздничной красочностьо и сочностью колорита.

С „Масленицы" начался настоящий художественный успех Маковского. Ряд дальнейших картин („Перенесение   священного ковра  из Мекки  в  Каир", „Болгарские   мученицы" — картина,    написанная    под    впечатлением    ужасов   войны 1877 года, “Боярский  свадебный  пир",   „Выбор невесты царем Алексеем Михаиловичем" и др.) показал публике и критике в Маковском  художника   серьезного и быстро идущего вперед.   Успех   этот  продолжал  расти и шириться:   Маковский все более и более становился любимцем той части публики, которая не жалеет денег   на  изящные и  слегка  льстящие портреты и “изящные” эскизы. Но это не мешало ему оставаться настоящим художником в отведенных  его  таланту широких и своеобразных рамках. Так,  одновременно  с великолепно трактованными портретами светских  красавиц,  на ряду с поэтическими и чуть-чуть слащавыми головками, Маковский пишет такую вдумчивую и полную настроения жанровую картину, как “Похороны в деревне", или такие мастерские образцы портретного искусства, как портреты композитора Даргомыжского, певца О. Петрова и других знаменитых современников Маковского.

В “Перенесении священного ковра", написанном в 1876 году, после того, как Маковский путешествовал в Египет и на Балканы, талант его окончательно определился,—талант крупного колориста, талант красивых композиций с ярким освещением и выразительным рисунком.