Репин Илья Ефимович [1844—1930]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2

О картине И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» . 1959. Автор: А.А. Фёдоров-Давыдов

Композиция картины очень лаконична и построена на больших массах: два тесно сплетенных тела в свободном пространстве интерьера. Она монументальна в своей собранности и лаконизме. Взгляд сразу охватывает группу, скомпонованную в слегка растекающийся книзу овал: две прижатые одна к другой головы оказываются как бы в кольце рук царя, охвативших падающее туловище сына. Дальнейшее восприятие развертывается как жизнь этих двух фигур, в выражении их лиц — исступленного, с расширенными, остановившимися глазами у Грозного и бледного, скорбного, с печатью смерти у сына — и в не менее выразительных телах.

Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... здесь выступает замечательным мастером передачи пластики и психологической выразительности тела. Это мастерство, значительно более зрелое, чем в картине «Царевна СофьяРепин И. Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 годуЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея», проявляется в полотне «Иван Грозный» в напряженных руках Грозного, пытающегося удержать тяжелое, скользящее вниз тело сына, и в самом этом слабеющем теле, во всей его сложной и необычайно впечатляющей позе. Такую группу невозможно было писать с натуры. Здесь сказалась огромная зрительная память Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... и та тренировка в изучении тела, которую ему дало в свое время обучение в Академии. В тесное сплетение тел введен и известный мотив как бы отталкивания сыном удерживающего его отца. Здесь выражена и их близость и их противоположная враждебность.

Такая собранная в один центральный «узел» композиция естественна и логична для картины, главное содержание которой является психологическим, а его решение «музыкальным», эмоциональным по преимуществу. Эта эмоционгльность усиливается и большим пустынным пространством интерьера, подчеркивающим страшную минуту тишины, которая наступила прямо после того, как Грозный, смертельно ранив сына, бросился его поднимать и судорожно пытается зажать рукой рану на голове. Еще мгновение и он закричит, прибегут слуги, начнет разыгрываться шумная драматическая сцена. Пока же она еще эмоциональна, и художник держит нас в страшном напряжении, изображая как бы вечно длящимся короткое страшное мгновение.

Перед художником стояла задача связать тесно слитую группу с большим окружающим пространством. Это достигнуто отчасти изображением поваленного кресла и как бы катящегося по ковру посоха, а главным образом противонаправленностью движения обоих тел. Образуется устойчивая композиция, тем более необходимая, что Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... преследует задачи предельной экспрессии. Онан е только в выражении ужаса на лице Грозного, с безумно выкаченными глазами, не только в яркой алой крови, льющейся из пробитого жезлом виска сына, но и в самой динамике тел, как бы «выкатившихся» на авансцену, в том же поваленном кресле и брошенном на пол посохе, в сбитом ковре и т. д. Таким образом, те самые моменты, которые усиливают экспрессию изображения, композиционно играют сдерживающую, успокаивающую роль. Но особенно это дается освещением. Освещение и цвет выделяют группу на темном фоне. Но холодный свет, льющийся из маленького окна в глубине и играющий на зеркале, окованном ларе и, наконец, на одежде царевича, придавая ее розовому цвету словно перламутровость, умеряет звучание общей красной напряженной гаммы картины. Он вносит в нее успокоение и вызывает ощущение тишины в интерьере, соответствующее той минуте напряжения, в которой и заключена вся драма. В этом успокоении и сказывается «музыкальность» решения. Без нее получилась бы ужасная в своем натурализме сцена убийства.

Живопись картины, так же как и ее экспрессивный психологизм, является развитием того, что мы видели в картине «Царевна СофьяРепин И. Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 годуЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея». Картина написана в сочной, очень цветной гамме, широкими, лепящими форму мазками с передачей материальной предметности. Но живопись здесь не только сочнее и живее, чем в картине «Царевна СофьяРепин И. Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 годуЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея», но и более тонка. Картина написана со значительным применением лаков, неожиданно жидко при такой рельефности и материальности лепки формы. Особенно жидко и легко написан весь фон, включая стены интерьера и ковер на полу. Цветовая гамма картины, основанная на господстве красно-коричневых, ярко-красных и красно-розовых цветов, одновременно и драматична и торжественна. В ней есть та царственная роскошь и пышность, в которой чувствуется перекличка с живописностью музыки Римского-Корсакова. В этом чувственном великолепии и торжественной звучности колорита, в той красоте, которая передана в одежде царевича, его зеленых сапогах, в сбитых коврах на полу выражается творческое увлечение, радость художника перед красотой мира. Но это же придает картине ее монументальное общечеловеческое звучание, ее силу большой и возвышающей душу трагедии шекспировского масштаба. Ее содержание далеко выходит за пределы непосредственного сюжета.