Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №10

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Если рассмотреть композицию с точки зрения логики события, то нетрудно обнаружить те успехи, которые сделал Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... в своем развитии от «Свежего кавалера» к «Сватовству майора». В первой картине, как уже отмечалось, действия вообще не было. В «Разборчивой невесте» оно начало развертываться в конкретном времени, хотя и были некоторые препятствия, мешавшие этому процессу, — противонаправленное движение фигур родителей невесты в соседней комнате. В «Сватовстве майора» событие раскручивается, как некая пружина. Действие вбирает в себя большое количество персонажей, Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... намеренно увеличивает их число, восходя от простейшей задачи ко все более сложной. Теперь персонажей стало восемь, но все они непросто вовлечены в событие, а являются его непосредственными реализаторами. Исходный пункт действия — фигура майора, который единственный в композиции практически не движется, а лишь рукой покручивает ус. От его статичной фигуры начинается динамическое движение других персонажей, постепенно развивающееся и доходящее до кульминации в фигуре невесты, а затем затухающее в левой части композиции. Движение это разворачивается волнообразно — по извивающейся линии, как бы чередуя выдвинутые вперед и задвинутые в глубину фигуры действующих лиц. Несмотря на то что действие кульминирует в центре холста, оно имеет перспективу. Дверь, куда устремилась невеста, открыта; девушка еще может убежать. Как пишет сам художник в своей рацее: «И вот извольте посмотреть, как наша пташка хочет улететь» [25] Цит. по: Я.Д. Лещинский. Ук. соч., с. 184. И для других персонажей открывается перспектива — если не для поспешного удаления из комнаты, то для распространения слухов о прибытии майора. После разговора «хозяйкиной сватьи, беззубый рот» с сидельцем, наверное, уж сплетня побежит на кухню, вылетит во двор, в переулок и пойдет гулять по округе.

Вся эта сцена построена по принципам гоголевской драматургии, в соответствии с которыми действие не может задерживаться, развивается быстро, стремительно, видит свою цель в конечной точке этого развития. Не случайно в собрание сочинений Гоголя в приложение к «Ревизору» вошли «Две сцены, выключенные как замедляющие течение действия». Сам Гоголь в «Отрывке из письма, посланного автором, после первого представления «Ревизора» к одному литератору», так истолковал некоторые недостатки представления: «Во время представления я заметил, что начало четвертого акта холодно; кажется, как будто течение пьесы, дотоле плавное, здесь прервалось или влечется лениво» [26] Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1951, с. 102. Гоголь предпринял меры, чтобы вернуть действие к непрерывному течению. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время..., безусловно, много постарался, чтобы действие его в «Сватовстве майора» было целенаправленным и непрерывным. Важным средством в руках художника оказалось качество одномоментности. Время действия сконцентрировалось в одной точке, несмотря на то что, казалось бы, все действие разделено на различные фазы. Но это фазы логической последовательности, а не временной. Все, что движется в доме купца, происходит в одной временной точке. Одновременно майор стоит в соседней комнате, сваха, войдя в гостиную, обращается к купцу, дочка убегает, мать хватает ее за платье, а сиделец отвечает на расспросы сватьи. Сопоставляя эту одновременность с тем, что мы могли увидеть в сепиях, где господствовал принцип «необязательности» временных координат, а каждое из событий можно представить в своем независимом от другого времени, легко увидеть тот сдвиг, который произошел в творчестве художника.

«Сватовство майора» — одно из высших достижений Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а в области живописного искусства. Художник мастерски организует не только композицию, но и колорит. Те крайности, которые были прежде, —сухость «Свежего кавалера» и форсированная яркость «Разборчивой невесты» — здесь разрешаются гармоничным колористическим строем, где мягкая красочность позволяет создать цветовое единство, но при этом дает возможность извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности. Свет и цвет выступают в картине как средство поэтического претворения реальности. При всей многоцветности холста, красочные звучания сдержанны, подчинены общему тону. Сохранение основ локального колорита не мешает Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...у искать взаимодействия между отдельными цветовыми качествами. Особенно заметны эти устремления художника в живописи платьев двух главных женских фигур. Тени начинают приобретать цветовую характеристику, цвета как бы стремятся к взаимопроникновению. Но тем не менее живописное начало не становится доминирующим: все фигуры и предметы имеют четкий контур, живописная трактовка пространства лишь намечается, но не становится доминирующим принципом, как это будет в поздних работах мастера.

Анализируя «Сватовство майора», нельзя не вернуться к проблеме фолькло-ризма Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а. Картина оказывается ключевым произведением для выяснения этой проблемы. Характеризуя особенности лубка, Ю. М. Лотман писал, что «лубок живет не в мире разделенных и отдельно функционирующих жанров, а в особой атмосфере комплексной, жанрово неразделенной, игровой художественности, которая органична для фольклора и в принципе чужда письменным формам культуры (станковая живопись типологически принадлежит к словесно-письменному этапу культуры). Фольклорный мир искусства задает совершенно особую позицию аудитории. В рамках письменной культуры аудитория «потребляет текст» (слушает или читает, смотрит). В атмосфере фольклорности аудитория играет с текстом и в текст» [27] Ю. Лотман. Художественная природа русских народных картинок. — В кн.: ГМИИ им. А.С. Пушкина. Маткриалы научной конференции (1975). Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского). М., 1976, с. 247, 248. Здесь уместно вспомнить Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ское поведение на выставке, где

демонстрировалось «Сватовство майораФедотов П. А. Сватовство майораСватовство майора. 1848Холст, масло, 58,3 х 75,4Государственная Третьяковская галерея». Художник намеренно воссоздавал атмосферу раешника, балагана, ярмарочного представления, где сам художник играл роль зазывалы. Тот же Лотман настаивает на театрализованной природе лубка. Лубок, считает он, «изображает не бытовые сцены, а театральные изображения бытовых сцен» [28] Ю. Лотман. Художественная природа русских народных картинок. — В кн.: ГМИИ им. А.С. Пушкина. Маткриалы научной конференции (1975). Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского). М., 1976, с. 253. В этом особенно ясно выявляется игровое начало народной картинки. «Сватовство майора», как и другие картины, например «Завтрак аристократаФедотов П. А. Не в ту пору гость. (Завтрак аристократа)Не в ту пору гость. (Завтрак аристократа). 1849—1850Холст, масло, 51 х 42Государственная Третьяковская галерея», да и «Разборчивая невестаФедотов П. А. Разборчивая невестаРазборчивая невеста. 1847Холст, масло, 37 х 45Государственная Третьяковская галерея», дают варианты такого «изображения представления». Разумеется, речь не может идти о народном театре как таковом. Но какие-то черты от традиционных форм народного зрелища попадают и в Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ские картины, как они попадают в современный художнику водевиль или постановку пьесы А. Н. Островского.

В Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ских картинах действуют некие подобия традиционных масок — жениха, невесты, свахи, франта и так далее. Эти персонажи прошли долгий путь от своего зарождения, и все же они архитшшчны, в них жива память о первообразах. Конечно, можно было бы предположить, что эта особенность непосредственно воспринята Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым от современного ему театрального представления. Во многом — безусловно. Но с другой стороны, программный фольклоризм художника, его собственные действия, уподобляющие мастера зазывале, его текст, сходные с теми, которые сопровождают народные картинки, позволяют услышать в его произведениях отголосок фольклорного мышления.

В истории русского искусства нового времени по-разному на различных этапах преломлялись традиции фольклорного изобразительного творчества. Венецианов, Теребенев и другие карикатуристы 1812 года воспользовались языком народной картинки, что было естественно в тот момент, когда надежды на спасение России были связаны с народом. В последующее время профессиональное искусство и изобразительный фольклор вновь разъединились, отошли друг от друга на большое расстояние. Усилиями графиков 40-х годов и Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а они опять приблизились. Но теперь дело было уже не в прямом использовании языка народной картинки, а в преломлении ее принципов, в органичном соединении профессионального искусства середины XIX столетия с некоторыми свойствами изобразительного фольклора. Опыт Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а на этом пути был важен как прецендент, утверждающий принципиальную возможность профессионального осмысления примитива. Но прямого продолжения этот опыт Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а почти не получил. Лишь Л. И. Соломаткин иногда — например, в «Свадьбе» (1872) — применял принцип органического соединения современных ему живописных методов с приемами художественного примитива. Но чаще Соломаткин дает примеры прямого обращения к фольклорному живописному языку. Лишь в конце XIX столетия начинается новый этап освоения живописного фольклора. Эта тенденция на рубеже столетий накапливает силы и, в конце концов, реализуется в довольно мощном движении неопримитивизма. Вряд ли при этом художники неопримитивистского направления непосредственно обращались к Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...у. Важно другое. В памяти самого искусства отложились федо-товские образы.

Возвращаясь к проблеме изображения как бы театральной сцены, следует рассмотреть в этом аспекте картину «Не впору гость» («Завтрак аристократаФедотов П. А. Не в ту пору гость. (Завтрак аристократа)Не в ту пору гость. (Завтрак аристократа). 1849—1850Холст, масло, 51 х 42Государственная Третьяковская галерея»). Здесь интерьер вновь располагается по отношению к зрителю так, что можно воспринять его как сценическую площадку. «Сценично» и время, сконцентрированное в определенном мгновении, в той точке, которая делает наглядной всю ситуацию. Открывается дверь, уже протянута рука какого-то посетителя, и в то же мгновение происходит то главное действие, которое раскрывает путь события: аристократ прячет свой скудный завтрак. Легко себе представить состоявшийся до этого монолог изображенного героя, его сетования на бедность. Но при этом в картине изображен безмолвный момент в отличие от «Сватовства майора», где говорила сваха, произносила какое-то грубое слово купчиха, шептались сватья с сидельцем. Безмолвные моменты бывают в сценическом действии иногда особенно ответственными — именно такой момент выбирает Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... в своей картине.




25. Цит. по: Я.Д. Лещинский. Ук. соч., с. 184
26. Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1951, с. 102
27. Ю. Лотман. Художественная природа русских народных картинок. — В кн.: ГМИИ им. А.С. Пушкина. Маткриалы научной конференции (1975). Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского). М., 1976, с. 247, 248
28. Ю. Лотман. Художественная природа русских народных картинок. — В кн.: ГМИИ им. А.С. Пушкина. Маткриалы научной конференции (1975). Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского). М., 1976, с. 253