Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №12

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Однако этими сценами графическое наследие зрелого периода Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а не ограничивается. Как уже говорилось, графика развивалась и в портрете. Особым совершенством отличаются такие рисунки-этюды, как «Сиделец с бутылкой» и «Кухарка с блюдом в руках» (оба 1848 г.) — подготовительные работы к «Сватовству майора». В этих этюдах рисунок чрезвычайнокэкономен. Контурная линия приобретает одновременно и характерность и красоту, убедительно передает движение, ракурс, почти не требуя ни светотеневой штриховки, ни сложной проработки формы.

В графическом портрете путь Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а был более легким, чем в других видах и жанрах изобразительного творчества. В портрете не проходил тот с ложный, процесс отрицания поэтического представления о мире, а затем синтеза критического

и поэтического, который характеризует путь жанра. К тому же Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... еще в 30-е годы обрел твердые позиции в акварельном портрете, получившем к тому времени основательные традиции благодаря деятельности П. Ф. Соколова и других акварелистов. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... довольно легко усвоил их опыт, хотя, возможно, и не достиг самых больших вершин в области акварельного портрета «Соколовского типа». Он его несколько видоизменил в 40-е годы, приблизив к живописному. С другой стороны, развивалась линия рисуночного портрета, которая начата была в творчестве Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а с самых первых его шагов. Здесь также произошли большие перемены. От дилетантских портретов-набросков художник перешел к профессиональным портретам, выполненным с большой тщательностью и умением. К числу примеров такого рода произведений следует отнести «Портрет поручика Н. Е. Львова» (1846), к сожалению, испорченный владельцами [31] Портрет вырезан по контуру и наклеен на новый лист бумаги. Возможно, что некоторые штрихи в нем добавлены чужой рукой в более позднее время. Фигура поручика представлена в сложном развороте. Руки его оказываются в трудном для изображения ракурсе, ртво-роты расстегнутой шинели замысловато перегибаются, складки то и дело «тревожат» объем. Но все эти сложности преодолеваются уверенной и точной линией, которая словно подкрепляет ту целеустремленность характера, которая прекрасно выявлена в модели.

В «Портрете Амалии Легран» (1846—1847) мы являемся свидетелями еще более совершенной формы. Графический язык Филатова становится все более изысканным, точным, мягким. Сосредоточенное состояние молодой женщины передается некоторой застылостью позы, остановившимся взглядом, строгим соответствием

легкого сдвига фигуры повороту головы. Но не менее важную роль играет и сама манера рисунка. Более свободный в нижней части листа, где в пределы овала попадают руки и фигура модели, рисунок, как бы двигаясь по изображению кверху, становится вся более строгим. От широкого, хотя и мягкого штриха Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... переходит к нижней пластической трактовке объема головы, округлости шеи и скул, копны волос. Он отделывает каждый сантиметр поверхности листа, достигая необычайной пластической сосредоточенности. Тонкость и нежность самой графической манеры как бы переносится на саму модель; язык Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ского рисунка становится прямым носителем содержания образа.

К числу подобного же рода совершенных графических портретов можно отнести и более поздние — например «Портрет М. Е. Шишмаревой» или «Портрет С. Д. Шишмарева на борту корабляФедотов П. А. Портрет С.Д. Шишмарева на борту корабляПортрет С.Д. Шишмарева на борту корабля. 1849Бумага, карандаш, 32,2 х 24,1Государственный Русский музей» (оба 1849 г.). Они более «картинны». В композицию включаются некоторые детали обстановки, что, однако, не мешает художнику добиваться прежнего сосредоточения на лице и фигуре, графической ясности и линейной выразительности.

Такая манера рисунка господствует в Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ской графике до конца 40-х годов, а затем намечается перелом. Рисунок становится все более живописным. «Портрет М. И. Варнек», «Женщина, вяжущая чулок», «Художник, пишущий портрет» (все ок. 1849 г.) свидетельствуют о появлении новых тенденций. Линия перестает быть определяющим началом, она утрачивает свою исключительность, как бы теряясь в сонме соседних линий, почти образующих пятно. Важными становятся переходы от света к тени; они нерезки, постепенны, многоступенчаты, благодаря чему создается ощущение пространственной среды, обволакивающей фигуры и предметы. Последние как бы выплывают из этой среды. В подобных рисунках Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... стремится не оставить без внимания ни одной части листа, пройтись по нему штрихом и сохраняет пустые места только тогда, когда .они дают эффект пространства. Складывается впечатление, что в некоторых случаях в процессе рисования художник пользуется искусственным освещением. Все перечисленные рисунки созданы еще графитным карандашом на обычной бумаге. Но кажется, что карандаш уже «хочет быть» мягким, а бумага — серой или голубой. Эти перемены происходят в то же самое время — в одном из этюдов к «Завтраку аристократа» Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... рисует на серо-голубой бумаге уже итальянским карандашом ногу в шальварах и ботинок. К итальянскому карандашу прибавляется мел, который усиливает живописный эффект. Если в предшествующих работах новая форма еще не была до конца выражена, потому что не обрела свою технику, то теперь можно признать технику адекватной задаче и намерениям художника. Этюд к «Завтраку аристократа»~как бы перешагивал через тот барьер, у которого остановилась эта картина. Как говорилось ранее, ее живописный строй уже был словно предназначен для другого. В еще большей мере это определение подходит к упомянутому рисунку. Он представляется где-то рядом с картинами «Анкор, еще анкор!Федотов П. А. Анкор, еще анкор!Анкор, еще анкор!. 1851—1852Холст, масло, 34.3 x 46Государственная Третьяковская галерея» или «ИгрокиФедотов П. А. ИгрокиИгроки. 1852Холст, масло, 60,5 x 71,2Киевский национальный музей русского искусства».

Оставив пока в стороне акварельную технику, которая охотно применялась Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым на первой стадии его творческого развития, отметим, что затем художник к этой технике охладел и обращался к ней редко. Вслед за ранними «Игроками», включавшими, как уже говорилось, автопортрет, последовал «Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей ДружининыхФедотов П. А. Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей ДружининыхГрупповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых. 1840-еБумага на картоне, акварель, 9,5 х 13,5Государственный Русский музей» (1840-е гг.). Он приближен к масляной технике и мог бы принадлежать разделу живописи, тем более что представляет изображение братьев в окружении вещей, в интерьере, в пространственном развороте. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... отходит от традиций Соколова.

Та же тенденция обнаруживает себя и в «Портрете Н.П. Жданович в детствеФедотов П. А. Портрет Н.П. Жданович в детствеПортрет Н.П. Жданович в детстве. 1846—1847Бумага, акварель, 26,7 х 21,7Государственный Русский музей» (1846—1847), в котором дано поколенное изображение девочки, сложившей руки и смотрящей прямо в сторону зрителя. Здесь преодоление соколовской традиции идет по другой линии — не за счет деталей, передачи пространства, а за счет характерности, выявления индивидуальных особенностей поведения модели и ее чувствования. Портрет кажется особенно серьезным как по характеру задачи, которую ставит перед собой художник, так и по причине серьезного настроения самой модели, не привыкшей позировать и относящейся к этой новой обязанности со старанием и вниманием. Обоюдные усилия художника и модели позволяют прийти к глубокой и вдумчивой трактовке образа. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... умело пользуется симметричным построением композиции, словно сдерживающим внутреннюю энергию рук, замерших в неподвижности, глаз и губ, как бы желающих задвигаться, но остановленных усилием воли. Симметричная, почти геральдическая композиция заключает в себе не априорную конструкцию, а живое, непосредственное наблюдение. Портрет Н. П. Жданович непосредственно подводит нас к живописным произведениям, выполненным в этом жанре. С портрета Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... начинал осваивать живопись. Трудно сказать, какие именно из произведений написаны первыми. Некоторые, однако, отличаются известной перегруженностью деталями и отсутствием необходимого единства пространства и фигуры. Можно усмотреть это противоречие в «Портрете Амалии ЛегранФедотов П. А. Портрет Амалии ЛегранПортрет Амалии Легран. 1846—1847Холст, масло, 23 х 18,5Национальный художественный музей Республики Беларусь», окруженной многочисленными вещами, слегка отодвинутыми на более дальний план сравнительно с фигурой. В портретах М. П. Дружининой (ок. 1848 г.) и Ф. Е. Яковлева (1846—1847), несмотря на обилие предметов, достигнуто большое единство между фигурой и предметным миром. В мужском портрете есть момент демонстративности. Яковлев обращен прямо к зрителю — и направлением фигуры, головы, и взглядом. Все, что его сопровождает в этой композиции, — книги, перо, полка — как бы обслуживает делового человека, подчинено его солидной внешности. В портрете Дружининой пожилая женщина изображена в кресле, в окружении растений, подсвечников, зеркала, удваивающего некоторые детали и кусок пространства; под ногами Дружининой — пестрый ковер с растительным орнаментом. Все это, равно как и одежда модели, сверкает разнообразными фактурами, переливается светящимися поверхностями. Однако главенствующее место в композиции «завоевывает» голова женщины, выражающая ее характер и состояние.

Мужские «офицерские» портреты выполнены проще. «Портрет неизвестного офицераФедотов П. А. Портрет неизвестного офицера. (И.М. Родиванского?)Портрет неизвестного офицера. (И.М. Родиванского?). 1846Холст, масло, 22,3 х 16,4Государственная Третьяковская галерея» (И. М. Родивановского?) (1846), изображения П. П. и М. П. Ждановичей (оба 1846—1847 гг.), как и рассмотренные выше произведения, представляют собой небольшие холсты, вовсе не рассчитанные на монументальное звучание. В них совершенно отсутствует парадное начало; офицерский мундир не обязывает героев быть подтянутыми или молодцеватыми. Особенно это касается Ждановичей, с которыми тогда Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... находился в чрезвычайно тесных дружеских отношениях. Семья Ждановичей была для художника родной. Эта близость моделям еще более способствовала интимной трактовке образов. В них нет ничего романтического, намеренно возвышенного, приподнятого. Но от спокойных лиц, расслабленных поз, задумчивых глаз, рассеянных взглядов излучается красота обыденного.

В женских портретах модели более подвижны, оживлены, более непосредственно обращены к зрителю. Это касается прежде всего сестер Жданович — Елизаветы, Александры, Анны и младшей Натальи. Старшая — Александра Петровна — запечатлена Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым в момент внутреннего напряжения, даже некоторой растерянности. Цветовая гамма, в которой доминируют черные и зеленые тона, соответствует этому напряжению.




31. Портрет вырезан по контуру и наклеен на новый лист бумаги. Возможно, что некоторые штрихи в нем добавлены чужой рукой в более позднее время