Перов Василий Григорьевич [1834—1882]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Перов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: В. Зименко

«...А ты, поэт, избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих».

Н. Некрасов

Замечательный русский художник Василий Григорьевич Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... родился в городе Тобольске 5 января 1834 года. Он был «незаконным» сыном небогатого помещика барона Г.К. Криденера, служившего в Тобольске прокурором. Просвещенный и свободомыслящий человек, Кри-денер охотно принимал в своем доме ссыльных декабристов, вел политически вольные разговоры, с высшими был горд и остер на язык. Вскоре он был вынужден оставить казенную службу и в 1842 году принял место управляющего имением в Арзамасском уезде Нижегородской губернии.

Будущий художник, звавшийся по фамилии крестного отца — Васильевым, рос нервным и болезненным мальчиком, «о пяти лет он уже отлично знал грамоту, много помиил стихов, а в каллиграфии преуспел настолько, что его учитель — заштатный дьячок, — поражавшийся чистотой и твердостью письма своего ученика, окрестил его Перовым Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... — прозвище, которое впоследствии и стало официальной фамилией художника.

В ранние же годы проявляются и художественные способности. С благоговейным изумлением наблюдает мальчик за работой приезжего живописца над портретом отца, с увлечением перерисовывает имеющиеся в доме картины и гравюры. Отец одобрительно относится к художественным опытам сына и, когда тот в 1846 году окончил уездное училище, решает определить его в арзамасскую художественную школу А.В. Ступина.

Преподавание в школе не отличалось особенной глубиной, оно имело целью дать ученику самые общие наставления по части художеств и привить первичные навыки. Бесхитростное копирование натуры ставилось во., главу угла. Однако даже кратковременные систематические занятия настолько подвинули Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а, что в 1851 году он смог удачно исполнить сложную большую икону Распятия, помещенную затем в церкви одного из окрестных сел. Первый успех ободрил художника и дал уверенность домашним в его призван и его отпускают в далекую Москву для поступления в художественное училище.

Осенью 1853 года Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... (в это время носивший еще фамилию Васильев) был зачислен в число учеников Московского училища живописи и ваяния, в котором ему предстояло пробыть семь

долгих лет. За напряженной работой несколько забывались материальные лишения, голод и холод, которые приходилось переносить юноше. Из дома помогают все меньше и меньше, — семья беднела. Осенью 1855 года Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... остался совсем без угла. Только участие руководителя рисовального класса Е.Я. Васильева смягчило положение молодого человека. Он поселился у учителя, а один из членов Московского художественного общества помог ему освободиться от платы за обучение.

Несмотря на эти лишения, Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... впоследствии с теплотой вспоминал о годах учения и о жизни в Училище:

«Мы, ученики... спешили после четырехмесячных летних каникул к своим преподавателям, товарищам, а главное, к занятиям, которые начинались почти всегда около 7 сентября... Радостно приветствуя и крепко пожимая руки товарищей, мы бывали в те минуты вполне счастливы, от души веселы и всем довольны. Каждый из нас возвращался в Училище с каким-либо запасом финансов, а также новых сил на длинную, холодную, а зачастую и голодную зиму».

Училище живописи и ваяния было организовано Московским художественным обществом в начале 1840-х годов. Хотя преподавать в нем были приглашены художники, аттестованные Академией, здесь меньше чувствовался холодный «академизм» — рабское следование классическим образцам, — больше замечалось живого творчества, внимания к природе; обстановка работы была свободнее, отношения между учениками и преподавателями менее официальны, чем в Петербургской академии.

Успешно пройдя курс рисования с гипса, юноша перешел в натурный класс, который вели поочередно М.И. Скотти Скотти Михаил Иванович [1814—1861] Русский художник. Мастер исторической и портретной живописи. Учился у профессора А.Е. Егорова и посещал классы Академии Художеств в качестве вольноприходящего воспитанника. Получил в 1831 и 1832 годах малую и большую серебряные медали, а в 1835 г. за картину... и А.Н. Мокрицкий Мокрицкий Аполлон Николаевич Мокрицкий Аполлон Николаевич [1810—1870] Русский живописец, академик, педагог. Ближайший ученик . Оставил исключительно интересные воспоминания о  и его школе, и о ..... Большим авторитетом среди учеников пользовался С.К. Зарянко Зарянко Сергей Константинович Зарянко Сергей Константинович [1818—1871] Русский живописец. Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Учился у А.Г. Венецианова и в петербургской Академии Художеств (1834). В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание свободного художника. В 1843 году присвоено звание..., привлеченный к преподаванию в Училище после отъезда Скотти Скотти Михаил Иванович [1814—1861] Русский художник. Мастер исторической и портретной живописи. Учился у профессора А.Е. Егорова и посещал классы Академии Художеств в качестве вольноприходящего воспитанника. Получил в 1831 и 1832 годах малую и большую серебряные медали, а в 1835 г. за картину.... Впрочем, ни один из этих трех педагогов не оказал на молодого Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а особого влияния, хотя он впоследствии и отмечал благотворное воздействие на молодежь (в том числе и на него) вдохновенных, проникнутых искренней любовью к искусству бесед Мокрицкого Мокрицкий Аполлон Николаевич Мокрицкий Аполлон Николаевич [1810—1870] Русский живописец, академик, педагог. Ближайший ученик . Оставил исключительно интересные воспоминания о  и его школе, и о ...., а к Зарянко Зарянко Сергей Константинович Зарянко Сергей Константинович [1818—1871] Русский живописец. Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Учился у А.Г. Венецианова и в петербургской Академии Художеств (1834). В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание свободного художника. В 1843 году присвоено звание... Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... часто близок суховатой манерой письма. Он в значительной мере рос самостоятельно, беря уроки у природы, изучая русских и иностранных мастеров прошлого. Особенно многим он был обязан Тропинину Тропинин Василий Андреевич Тропинин Василий Андреевич [1776—1857]  Русский художник. Крепостной графа А.Е. Миниха, затем — графа И.И. Моркова. Учился в Императорской Академии художеств как "посторонний" ученик (1798-1804) у С.С. Пекина. В 1804 жил на положении крепостного художника на Украине... и Федотову Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время....

Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... не только рисует, но и жадно интересуется жизнью. Вместе со своим другом Прянишниковым Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое..., впоследствии также видным художником, он бродит по Москве, наблюдая народный быт, много читает. Особенно полюбились ему яркие и правдивые повести Гоголя. Огромное впечатление на молодых художников произвели только что вышедшие сборником стихи Некрасова.

В 1856 году на долю Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а выпал первый крупный успех: за «Головку мальчикаПеров В. Г. Портрет Н.Г. Криденера, брата художникаПортрет Н.Г. Криденера, брата художника. 1856Холст, масло, 62,3 х 51» (портретный этюд с младшего брата Николая) он получил вторую серебряную медаль. Картина «Приезд станового на следствиеПеров В. Г. Приезд станового на следствиеПриезд станового на следствие. 1857Холст, масло, 38 х 43Государственная Третьяковская галерея» (к сожалению, это произведение утрачено и известно лишь по копии) законченная к исходу 1857 года и появившаяся в начале 1858 года на выставке в Училище, принесла художнику первую серебряную медаль. Молодой художник твердо избирает область жанровой, бытовой живописи, все еще рассматривавшейся в официальных художественных кругах как неполноценный род искусства.

В картине изображена комната волостного правления. Становой, с грубым, толстым лицом, собирается подкрепиться перед свершением «правосудия»: раскрыт его дорожный погребец с закусками, старшина вносит графин водки. Перед становым в разорванной рубахе стоит связанный «правонарушитель», миловидный молодой парень, которого держит свирепого вида староста, письмоводитель перебирает дела, у порога экзекутор вяжет розги: приговор ясен до разбирательства дела. Никому из «начальства», видимо, даже не приходит в голову вопрос о том, что перед ними может быть вовсе невиновный. Ни о каком уважении человеческого достоинства подсудимого здесь не может быть и речи, раз он не из «благородных».

Картина была встречена очень благосклонно. Критика, проходя мимо ее сильной обличительной тенденции, отмечала разнообразие и живость характеров, правдивость построения сцены. «В этом произведении юного художника видно, — писал Рамазанов в «Московских ведомостях», — кроме природного дарования к изображению сцен народного быта, еще и замечательно художественное исполнение: задуманный сюжет сочинен, обставлен и исполнен весьма удовлетворительно».