Перов Василий Григорьевич [1834—1882]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Перов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: В. Зименко

Несомненное воздействие искусства Федотова особенно выдает картина «Первый чинПеров В. Г. Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторыПервый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860Литография, 39 х 56» (1859), награжденная второй золотой медалью. Сюжет ее несложен. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы, с горделивой важностью примеряет новый вицмундир, перед ним хлопочет портной, на лицах стариков-родителей — благоговение: сколько они ждали этого счастливого часа! Но художник иронически подмечает, что уже «первый чин» — незначительная ступенька чиновничьей иерархии — придал новоиспеченному «благородному» члену общества заносчивую спесивость, он уже готов властвовать, готов покрикивать, он как должное принимает заботы окружающих. Невольно вспоминаются строки сатирической «Колыбельной» Некрасова: «Будешь ты чиновник с виду и подлец душой». От традиции Федотова сохраняется небольшой формат картины, тонкая, «ювелирная» отделка деталей, выразительное «обыгрывание» предметного окружения, но главное — сатирический тон.

В дальнейших своих произведениях Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... с еще большей остротой расскажет, как скудна и нищенски безысходна жизнь «маленького человека» в сильной, просторной, плодородной России; сорвет лицемерный покров святости и благолепия со «служителей божьих», обнажив их грубость, невежество, бесстыдство и циничное корыстолюбие. О многом другом расскажет он правдиво и взволнованно, перелагая в красочные мазки боль своего сердца, биение пытливой мысли.

Эпоха, в которой происходило духовное и художественное созревание Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а, была сложным, критическим, переломным временем в жизни России, когда социальные конфликты обнаружились резче и теневые стороны жизни осветились грозными зарницами надвигавшихся крупных исторических событий. В конце 50-х — начале 60-х годов в России стремительно росла волна антикрепостнического движения. Крестьянство волновалось, военные поражения в Крымской войне возбуждали умы. Литература первой из искусств стала глашатаем передовых идей. «Современник» Некрасова, Чернышевского и Добролюбова сплачивал силы освобождения и демократии.

Живопись также нащупывала путь к общественному служению. Но после великого Федотова, создавшего в конце 1840-х годов ряд острых сатирических картин, не выдвинулось ни одного значительного имени в наиболее общественно-важном роде живописи — жанровом.

Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... придал жанровой живописи социальную остроту, поднял бытовую картинку до уровня картины, исполненной большого общественного содержания. Он необычайно раздвинул пределы ее тематического круга, затронув различные слои русского общества и обратив свой взор прежде всего на жизнь русского крестьянина, создав на ее материале свои лучшие, выразительнейшие произведения, согретые горячим сочувствием к «униженным и оскорбленным».

Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... наиболее ярко отразил в живописи настроения «шестидесятников», воодушевленных идеей освобождения народа и возлагавших надежды на крестьянскую революцию. Рядом с Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....ым вскоре возникла целая плеяда молодых мастеров, так же кдк и он искренно взявшихся за изображение современной жизни, за критику ее уродств и несправедливостей: Пукирев Пукирев Василий Владимирович Пукирев Василий Владимирович [1832—1890] Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ..., Неврев Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич [1830—1904] Русский художник, мастер бытового жанра, предшественник и характерный представитель искусства "передвижников". В1887-1890 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  ..., Якоби Якоби Валерий Иванович Якоби Валерий Иванович [1834—1902] Русский художник, живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Автор картин на сюжетно-исторические и бытовые темы. Участник Крымской кампании. Преподавал в Академии художеств (1878–1889)...., Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое... и др.

После «Первого чинаПеров В. Г. Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторыПервый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860Литография, 39 х 56» Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... был допущен к работе над картиной на первую золотую медаль. Он стал пенсионером Петербургской академии художеств, но ему разрешили работать в мастерской Московского училища. От него ждали уже многого. Однако то, что он направил в качестве эскиза программы Академическому совету, было совсем непредвиденным. Картина должна была изображать «Сельский крестный ход на ПасхеПеров В. Г. Сельский крестный ход на ПасхеСельский крестный ход на Пасхе. 1861Холст, масло, 71,5 x 89Государственная Третьяковская галерея», причем духовные лица были представлены в таком неприглядном виде, что Совет пришел в ужас. Эскиз был отвергнут. Не смутившиеся этим Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... спешно послал другой — «Проповедь на селеПеров В. Г. Проповедь на селеПроповедь на селе. 1861Холст, масло, 71,5 х 63,3», который уже не вызвал особых возражений, и художник принялся за работу. Осенью 1861 года картина была закончена, и Академический совет присудил автору ее первую Золотую медаль и право заграничной командировки.

«Проповедь на селеПеров В. Г. Проповедь на селеПроповедь на селе. 1861Холст, масло, 71,5 х 63,3» (Третьяковская галерея) создала Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....у громкую известность. Было очевидным, что в его лице русская живопись той эпохи перерастала рамки узкого художественного явления, она становилась общественным судьей, примыкая к мощному идейному течению «критического реализма», утвержденного в литературе Чернышевским, Некрасовым, Салтыковым-Щедриным.

На картине изображен момент проповеди, когда священник, обращаясь к присутствующим крестьянам, произносит: «Несть бо власти, аще не от бога», указуя при этом на небо и на чету помещиков, сидящую в креслах на переднем плане у самого амвона (текст написан на стене церкви). Но мужички не вполне уверены в правоте этих слов: один из них с сомнением почесывает затылок. Да и как верить? Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... умело показывает моральную несостоятельность представителей дворянского сословия. Вот они, «владетели»: пожилой муж в просторном песочного цвета сюртуке сладко спит, а молодая, разодетая в шелка жена с красивым, но холодно пустым лицом, прикрывшись молитвенником, переговаривается с молодым щеголем. Это — класс вырождающийся, в котором лень сплетается, бесчувствием, лицемерие — с пустотой. Замечателен по сатирической остроте и образ старого слуги, барского холуя, оберегающего покой «господ».

В другом тоне написаны Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....ым крестьяне: сочувственно, с бережливой внимательностью, особенно двое детей. Крестьяне — не случайный композиционный центр картины, а подлинный, безусловный и необходимый. Только они и являются активными слушателями проповеди и слушателями мыслящими. Так обрисован, например, передний молодой крестьянин. Здесь, в этой центральной группе, чувствуется биение настоящей жизни, в противовес апатии, скуке, царящим а иравой половине картины. В этом отношении важна и роль крестьянских ребятишек, как бы олицетворяющих собою будущее, не подвластное уже воле немощного, хотя и властолюбивого барства.

Одновременно с «Проповедью на селе» Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... закончил картину «Сельский крестный ход на ПасхеПеров В. Г. Сельский крестный ход на ПасхеСельский крестный ход на Пасхе. 1861Холст, масло, 71,5 x 89Государственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галерея). О картине говорили задолго до ее появления. Было известно, что Академический совет не утвердил ее в качестве конкурсной программы, что художник Трутников копирует ее по мере работы автора. Наконец, окончательно еще непросохшее полотно было выставлено для обозрения в помещении постоянной выставки на Невском проспекте, и к ней началось настоящее паломничество зрителей. Впервые русское общество видело такое беспощадно резкое Изображение русского духовенства, одного из «столпов» самодержавия. Полиция всполошилась. Картину немедленно сняли. В Академию, в Общество любителей художеств полетели строгие запросы: кто разрешил выставлять сию безнравственную вещь? «Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....у вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий», — с тревогой пишет В.Г. Худяков в письме к П.М. Третьякову, которому как владельцу картины также пришлось пережить немало неприятных минут. Запрет выставлять картину для широкой публики, воспроизводить в печати продолжался вплоть до революции 1905 года.

Такое произведение мог создать только человек передовых, демократических взглядов. Сатирическая острота картины мало имеет себе аналогий в русской, живописи. Сам Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... полагал, однако, нужным сделать ее еще более ясной, избрав вначале (как написано на подготовительном рисунке, находящемся в Русском музее) иронически звучащее название: «Светлый праздник в деревне».