Перов Василий Григорьевич [1834—1882]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Перов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: В. Зименко

8 июля 1864 года Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... обратился в Совет Академии художеств с прошением разрешить ему досрочно вернуться на родину, «имея в виду, — указывает он, — несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа, мне мало знакомого». 29 июля последовало разрешение. Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....у сохранили пенсионерскую стипендию, и он, вернувшись зимой 1864 года в Россию (из Франции он заехал еще в Италию), мог целых четыре года спокойно работать. Это время оказалось наиболее плодотворным периодом его творческой жизни.

Художник возвратился в свою любимую Москву, где остановился в доме дяди жены (Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... до отъезда за границу женился). Многочисленные эскизы, исполненные в это время, не вылились в законченную композицию, видно, что художник первое время не знает, за что взяться, — столько тем возникло у него в родном окружении. Между делом в конце 1864 года был написан небольшой живописный анекдот — «Дворник» (Третьяковская галерея): громадный детина, потягиваясь и громогласно зевая, стоит на пороге дворницкой перед двумя смущенными барынями. Начато было большое полотно «Монастырская трапеза», работа над которым шла медленно и затянулась на целый год. Летом 1865 года художник ездит по окрестным деревням, посещает нижегородскую ярмарку, внимательно наблюдая народную жизнь.

К осени 1865 года выла закончена картина «Похороны крестьянина» — шедевр Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а, одно из крупнейших произведений русской живописи XIX века (Третьяковская галерея), которая, как отметил В.В. Стасов, «окончательно упрочила знаменитость Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы....а. С этого времени Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... делается любимцем всей интеллигентной и художественной России».

В 1863 году вышла в свет замечательная поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», быстро нашедшая путь к сердцам широкого круга читателей. Нельзя утверждать, что Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... задумал свое произведение как иллюстрацию эпизода этой поэмы, но при взгляде на его картину невольно встают в памяти сдержанно скорбные строки ее начала:

 

Савраска увяз в половине сугроба —
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей прикрытого гроба
Торчат из убогих саней!

И далее:

Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать
И правя Савраской, у гроба
С возжами их бедная мать

Шагала... Глаза ее впали,
И был не белей ее щек
Надетый на ней в знак печали
Из белой холстины платок.

 

Глубоким горем веет от этой небольшой, скромной по краскам картины. Медленным шагом, понурив голову, тяжело ступает по гладкой дороге, ведущей к далекой церковке, тощая рыжая лошадка. Опустив поводья, зябко кутаясь в овчину тулупа, горестно согнулась вдова на передке саней. Рядом с ней, по сторонам грубого дощатого желтоватого гроба, прикрытого рогожей, приютились девочка и мальчик. Тяжесть утраты подчеркнута отсутствием посторонних лиц, только мохнатая темная собачка, единственный верный друг осиротевшей семьи, сопровождает сани. Объединенные одним движением, одной печалью, эти живые одиноки среди серого снежного поля под неприветливым небом с низко нависшей тяжелой свинцово-синей тучей.

«Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, — прочувствованно писал об этой картине В.В. Стасов, — словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге, и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны — вот содержание этой картины». Немало таких скорбных, страшных своей повседневностью процессий проходило тогда по дорогам России. Но не только эпизод из жизни одной крестьянской семьи запечатлел художник в картине, он дал глубокое обобщение горькой доли русского крестьянина в прошлом. «Ни в одной стране в мире крестьянство не переживало после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России», — писал позднее В.И. Ленин.

Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... протестующе возвысил голос против того, что жизнь русского крестьянина всегда была тесно связана с горем, нуждой, смертью.

Картина обладает удивительным единством замысла и исполнения: ничего лишнего, все на своем месте. Мудра и выразительна композиция: диагональ пути слегка повышается, тормозя движение саней, линии шеи лошади, дуги и силуэта фигуры вдовы многообразно повторяют скорбный мотив наклона, приглушенно намеченный в очертании пригорка, поросшего жидким ельником и березками; горизонтали розовато-серых слоистых облаков расширяют пространство картины, усиливая одиночество группы.

Колорит картины не ярок, техника не эффектна, но так и должно быть. Это — мудрая простота. Та сдержанность живописного языка, которую Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... с удивительной последовательностью пронес через все свое творчество, — замечательный пример сознательного самоограничения художника ради более наглядного и простого воплощения своих глубоких демократических идей. «Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления», — писал М.В. Нестеров.

Как ни велико драматическое напряжение изображенной сцены, Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... не доводит его, однако, до беспредельной скорби, до отчаяния. Вглядываясь в картину, мы постепенно допускаем мысль, что со смертью главы семьи жизнь ее членов не окончательно разбита. Большую роль в прояснении скорби играют дети. Вот умер их отец, но после него остались они, продолжатели его рода, значит и он не ушел бесследно в небытие. Жизнь берет свое: наплакавшись, девочка обняла гроб и понемногу успокаивается, ее полные щечки порозовели от мороза, мальчишка уже обрядился в большой отцовский тулуп и треух, который сползает ему на глаза. Пройдет немного времени — и умерится горе, как очистится и небо от гнетущих свинцовых туч: на горизонте уже проглядывают полоски ясной и чистой лазури.