Перов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: В. Зименко
Чутье русского художника-гуманиста не изменило
у, и от его небольшой, но великой картины зритель отходит с душой опечаленной и взволнованной, но не утратив веры в способность человека противостоять горю.Картина была награждена первой премией на выставке Общества поощрения художеств, но вызвала сравнительно незначительные отклики в прессе. Только Д. В. Григорович, секретарь упомянутого общества, поместил в «Голосе» большую благожелательную рецензию:. «В целом произведение это показало художника, одаренного истинным, живым и совершенно самобытным талантом, художника, обдумывающего свои произведения, творящего без спеха, с той любовью и вниманием, какие может дать человек, смотрящий серьезно на искусство, которому служит».
Первую же премию, но от Московского общества любителей художеств, заслужила картина «Очередная у бассейна», запечатлевшая толпу бедняков у фонтана на Театральной площади замой.
Выдающееся произведение этого времени—миниатюрная, сочно написанная картина «Гитарист. бобыль» (Третьяковская галерея). У простого стола, на котором виднеется картуз, бутылка водки и недопитый стакан, сидит, сгорбившись, одетый в темную длинную поддевку пожилой человек. Лицо его слегка наклонено, глаза смотрят вниз, умелые руки пощипывают струны гитары. Человек весь ушел в себя, погрузился в звуки, на его лице — следы горечи и страдания, умеряемые мягкой печалью, навеваемой тихими аккордами.
Со времени заграничного путешествия в творчестве
а крепнет городская тематика. Не только жизнь отсталой, темной российской деревни кажется ему несправедливо тяжелой, но и в бЬлее «цивилизованном» городе он, как и любимый его поэт Некрасов, находит то же угнетение человека, ту же нужду, те же страдания.Большая картина «Тройка» (1866) посвящена тяжелой жизни детей (Третьяковская галерея). Три изможденных, обессиленных подростка (из которых правый — девочка) втаскивают на пригорок сани с огромной обледенелой бочкой, наполненной водой. Завывает вьюга, ветер рвет старую, дырявую одежонку ребят, но они тянут привычную лямку. Позднейшая критика нередко упрекала художника за то, что он, придав лицам детей миловидность, сделал кар» тину будто бы «слащаво сентиментальной», отойдя от «трезвого реализма» карандашного эскиза.
Но эти упреки несправедливы. «Сентиментализм» картины, проявившийся в подчеркнутой трогательности сюжета и образов, по существу далек от чувствительной умиленности. Он наполнен духом протеста, вызван болью большого сердца художника.
Одновременно с этой картиной
закончил другое полотно — «Приезд гувернантки в купеческий дом» (Третьяковская галерея). Яркие, безвкусно сопоставленные краски (оранжевый пол — голубая дорожка) характеризуют гостиную богатого купеческого дома. В широкой дверной арке с белой драпировкой и зеленью сгрудилось купеческое семейство, глазея на прибывшую «барышню». Дородный купец в бархатном лилово-вишневого тона халате вышел навстречу ей и, избоченившись, выкатив глаза, напряженно ждет, когда она достанет из сумочки рекомендательное письмо. В левой стороне картины в раскрытой двери видны любопытные и насмешливые лица слуг.В центре внимания всех молодая девушка — гувернантка, скромно, но со вкусом одетая в тем» нокоричневое платье и капор с шелковой голубой ленточкой. Ее стройная, чуть склоненная фигура, обрисованная по-федотовски тонкой линией, изящный профиль нежного лица разительно контрастируют с приземистыми фигурами купеческого семейства, их раскормленными, тупыми лицами, на которых и глупое удивление (дочка), и подозрительная недоброжелательность (мать), р цинично-самодовольная усмешка (сынок). Эта сцена по силе социальной характеристики «темного царства» близка замечательным.пьесам Островского.
Для крошечной, тонко написанной картины «Чистый понедельник» (Третьяковская галерея) художник также почерпнул образы из мира купечества. Угрюмый «Тит Титыч» вместе с боязливо посматривающей на него женой возвращается из бани, неся у живота связку баранок. Картина написана с редким богатством изысканных, розово-серых оттенков.
Этими двумя картинами ограничивается ряд законченных произведений, в которых художником был выведен на сцену грубый мир «властелинов города».
великолепно знал купеческую среду, некоторых представителей ее, людей, по-настоящему просвещенных, гуманных и свободомыслящих, вроде П.М. Третьякова или К.И. Солдатенкова, известных коллекционеров, он искренно уважал и любил. Но в целом отношение его к купечеству было резко враждебным. Когда перед ним сидел седой и благообразный именитый купец И.С. Камынин, то, не обнаружив в нем высоких нравственных качеств, невольно из заказного портрета создал поразительный по силе типический образ жадного, цепкого, беспощадного, грубого и цинично самовластного российского купечества (1872 год, Третьяковская галерея). Современникам тотчас же бросилась в глаза сатирическая острота портрета. И.Н. Крамской приводит по этому поводу любопытные сведения: «Не помню, какой фельетонист в какой газете... выразился: «Вот, мол, он, знаменитый «Тит Титыч» Островского». Вследствие такого отзыва фельетониста у были большие неприятности, да, кроме того, родственники уже и после смерти купца всегда отказывали в просьбе дать на выставку портрет...»Возможно, что в несколько измененном виде Камынин должен был фигурировать в центральном образе неосуществленной картины «Современная идиллия» — сатирическом апофеозе купца, — известной по выразительному рисунку-эскизу 1880 года. Самодовольно развалившись в кресле, тупо глядя перед собой, сидит на возвышении купец в окружении льстивой и завистливой толпы, принимая равнодушно поклонения, дары «свободных» художеств и прочее. За его спиной женская фигура — аллегория Славы — приветствует его торжественными звуками трубы.
В июне 1866 года Совет Академии, рассмотрев годичный отчет
а, постановил благодарить его «за постоянные труды и делаемые успехи». За «Тройку» и «Приезд гувернантки», появившиеся на сентябрьской академической выставке 1866 года, художнику было присуждено звание академика. В начале 1867 года его избирают в члены Комитета Московского общества любителей художеств. Его жизнь складывается удачнее, чем у ряда других художников — его современников. Но даже и получая пенсион, зарабатывая продажей картин, постоянно стеснен в средствах, судя по его письмам, пестрящим просьбами об отсрочке уплаты долгов, о скорейшей присылке хотя бы части гонорара и так далее.В 1867 году
снова взялся за «Учителя рисования» (Третьяковская галерея), картину, в эскизах и набросках разработанную им еще в Париже. Возможно, что возникновение ее было связано с тяжелым впечатлением от горестного конца талантливого Шмелькова, влачившего нищенское существование на гроши частных уроков.Более значительно и по живописи, и по глубине содержания большое полотно «Утопленница» (Третьяковская галерея). Впечатления от реальных сцен, частенько происходивших на берегах Москвы-реки, сыграли большую роль в создании этой картины. Рисунок-эскиз ее если не является сам наброском с натуры, то, вероятно, сделан с такового. На берегу, возле Каменного моста, собралась большая шумная толпа. Только что вытащили утопленницу. Жандарм, сняв влажного трупа прикрывавшую его пелену, спрашивает присутствующих, не опознает ли кто неизвестную.