Перов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: В. Зименко
На первой выставке «передвижников»
выступил с несколькими портретами и картинами: «Рыболов» и «Охотники на привале». Вместе с появившимися в последующие годы «Ботаником», «Голубятником», «Рыболовами» и ранее написанным «Птицеловом» они образуют целостную группу «поздних жанров» а. Они не так глубоки и философски насыщенны, как работы 60-х.годов, но им нельзя отказать в особой поэтичности. Особенно большим мастерством отмечено крупное полотно «Охотники на привале», снискавшее широкую известность.Для того времени внимание к обычным жизненным сценам, изображение тихих, мирных занятий: рыболовства, собирания растении и т. п., было, конечно, отходом от социально необходимой тематики, но и в этих «тихих» картинах
повествует о достоинствах «простого», незаметного человека, живущего жизнью, близкой к народной, чистого душой и сердцем.Своими портретами лучших представителей интеллигенции своего времени
сделал огромный вклад в галлерею общественных деятелей России, которую создавали многие поколения русских художников, всегда считавших особой для себя честью писать людей, «дорогих нации, се лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (Репин). В этих портретах, как и в «Страннике»у создал образы положительных героев, за которые так настойчиво боролось искусство его времени.Передвижная выставка 1872 года собрала почти все шедевры
а-портретиста: портреты И.С. Камынина, М.П. Погодина, И.С. Тургенева, А.Н. Майкова, С.Т. Аксакова и, наконец, Ф.М. Достоевского — одно из наиболее глубоких произведений русской портретной живописи XIX века.Большинство портретов было написано по прямому заказу П. М. Третьякова, задумавшего собрать галлерею деятелей русской культуры. Сам художник чувствовал, что создал нечто очень большое в портрете Достоевского и в одновременно писавшемся им портрете Майкова. В письме заказчику он сообщал: «К этим портретам можно применить нашу поговорку «За вкус не берусь, а горячо будет»... Мне кажется, что в них выражен даже характер писателя и поэта».
Достоевский (Третьяковская галерея) изображен сидящим на стуле. Обхватив руками колено, он глубоко задумался. На худом скуластом лице с реденькой рыжеватой бородой и усами — следы тяжких переживаний. Во всей фигуре и надломленность и внутренняя мощь: ссутулилась спина, чуть втянута в плечи голова, но крепки тяжелые, сильные руки; слезятся воспаленные веки, но сохранили живой блеск и проникновенную остроту взгляда карие глаза. И все венчает огромный лоб мыслителя, который заметен прежде всего потому, что точка зрения зрителя несколько сверху. Прост и скуп колорит портрета. Он хорошо гармонирует с образом писателя-разночинца. Огромное напряжение, чувствующееся во всей фигуре, суровая простота облика приоткрывают нам направление упорного раздумия писателя. Это не узкий мир эгоистических интересов. Это — сфера больших общественных вопросов. Примечательно, что
дал в портрете образ писателя-демократа, чутко уловив в Достоевском этой поры, надлом-леьном годами каторги, написавшем уже болезненно-глубокое «Преступление и наказание», задумавшем роман «Братья Карамазовы», его истинное величие страстного противника унижения и угнетения человека.И в портретах Островского, Майкова, Даля перед нами возникают образы больших, сильных, общественно-полноценных личностей, высоких своей интеллектуальной культурой, входящих критической, гтворческой, преобразующей силон в окружающую их жизнь.
.На всем протяжении своей творческой жизни
являл собою яркий пример художника-гуманиста, отстаивающего достоинство человеческой личности.высоко ставил звание художника, признавая за ним роль учителя людей. «Позор артистам, — заявлял он, — сделавшим из нею (т. е. искусства—В. 3.) забаву и уронившим его настолько, что оно будет годно возбуждать только мелкие и грязные страстишки, но не высокие чувства души человеческой».
Сокровенным нервом его искусства была глубокая, искренняя, чистая любовь к обездоленному, страдающему человеку, вера в его духовное и нравственное величие. Многие художники после почина
а избирали близкие ему сюжеты, однако мало кто мог донести до зрителя трагичность жизни «простого человека» в России, вступившей уже в полосу капиталистического развития, но и сохранившей к тому же сильные пережитки крепостничества; мало кто мог придать сценам повседневного русского быта общечеловеческое значение, раскрыть лх внутренний смысл так же, как в произведениях 1860-х годов.в жизни был обаятельным человеком: добр, отзывчив, ласков и внимателен. « — человек добрый, гуманный и эгоист менее чем кто-нибудь, за многое я его очень уважаю и люблю», — писал Репину П.М. Третьяков. Приходившие к у с просьбой о помощи всегда находили у него поддержку. Известно, например, как заботливо относился он к больному Пукиреву, настойчиво хлопоча перед Советом Училища о повышении ему пенсии.
Но демократические симпатии и гуманистическая проповедь
а не опирались на целостное революционно-демократическое мировоззрение. Он был поэтом народа, но он не смог стать его вождем, гуманистом-революционером. Он не знал, какими путями изменить тяжелое настоящее, которое искренне ненавидел Поэтому, естественно, на его картинах трудовой люд выступает, преимущественно, в роли жертвы (правда, склонность к иронии, юмору спасает а от пессимистической безысходности). Но в конце концов недостатки его идейной ограниченности не могли не обнаружиться. Демократически-гуманистическая страстность ранних лег под ударами жизни сменяется все более отвлеченно-гуманистической рассудочностью.Картина «Отпетый» 1873 года (именуется иногда «В холодной»), изображающая связанного арестанта и двух стражей, беседующих с ним, — единственная, в которой можно видеть отклик художника на революционные акты времени. По типу лица и по всему облику арестанта можно предположить, что он принадлежит к категории «политических». Несмотря на «героизацию» основного персонажа, картине недостает, однако, внутреннего огня, ее художественно-живописные достоинства также не высоки.
Для несколько более отвлеченного гуманизма
а этих лет характерен его длительный интерес к картине «Приезд институтки к слепому отцу», первый эскиз которой возник в 1869 году.В ряде последующих эскизов, рисунков и живописных вариантов художник пытался наиболзе глубоко раскрыть трагедию слепоты, выявить нежность дочерней любви. К сожалению, картина 1870 года осталась незаконченной, но и в этом виде она очень выразительна.