Пётр Карлович Клодт. Из серии «Масовая библиотека». 1947. Автор: А. Ромм
памятник И.А. КрыловуПамятник И.А. Крылову. 1855Бронза с пьедесталом, украшенным действующими лицами его басен, выстроил большое деревянное здание для мастерской-зверинца. Там жили в клетках волки, орел и другие птицы, сидели на цепи медведи и лисицы, свободно расхаживали двое медвежат, волчонок, овца с ягненком, журавли, резвилась мартышка. Гость, являвшийся без предупреждения, бывало, приходил в ужас, столкнувшись внезапно с медведем или волком. Льва, слона и других зверей лепил в зоологическом саду.
не любил работать по памяти, перед глазами его должна была находиться живая натура. Еще в самом начале его карьеры в его комнате заставали живую лошадь, с которой вырезал деревянную статуэтку. Не всех животных можно было заставить позировать, надо было к ним присматриваться, понаблюдать за находящимися в клетке или на свободе. Когда был заказанАнималистическое мастерство
основано не столько на непрестанном и внимательном наблюдении живой натуры, но и на точности научных знаний. Чтобы изучить анатомию лошади, раздобывал на бойнях лошадиные головы, ноги, плечи, собственноручно их препарировал и отливал в гипсе. В его мастерской стояли шкафы, заполненные. этими слепками, на стенах висели высушенные части лошадиного тела. В итоге этой штудировки сделал анатомическую фигуру лошади, служившую учебным пособием в Академии художеств.Клодтовские фигуры лошадей и животных отличаются точностью своей структуры и передачи деталей. Благодаря своей добросовестности он впадает иногда в сухую и скучную детализацию. Его удерживают от этого обычно чувство жизни и чувство пластики; свойственные ему приемы лепки передают теплоту и подвижность живого организма. Такие вещи, как «Кобыла с жеребенкомКобыла с жеребенком. 1854—1855Чугун», «Лошадь, перескакивающая через пень», не говоря уже о группах Аничкова мостаУкротители коней. Скульптурное оформление Аничкова моста. 1841Бронза, привлекают и своей правдивостью и чисто пластическими достоинствами.
Лошадиные фигурки прославили
еще в начале 1830-х годов в России и за границей. Они приобретались во множестве экземпляров коллекционерами, вызывали восторг у художников, рисовавших или лепивших лошадей. Известный скульптор , создавший портрет П. К. Клодта, приезжал в Петербург для изучения его творчества, так как работал в то время над конным памятником. Французский художник Орас Вернэ, посетив Петербург, сказал, что отныне никто не сможет пожаловаться на отсутствие хороших образцов, необходимых баталисту. И действительно, работами начали пользоваться в заграничных академиях. Три из них — Берлинская, Парижская и Римская — избрали академиком.По всему кругу своих художественных интересов
был прежде всего мастером анимализма, превращенного им из подсобной и второстепенной в самостоятельную и равноправную отрасль скульптуры. Это не значит, что он был равнодушен к образу человека. Он превосходно владел человеческой фигурой, проявил себя мастером наготы в «Укротителях коней».Существует, впрочем, и другое, неверное мнение:
якобы только анималист, человеческие же фигуры в его произведениях сделаны другими скульпторами или при их усиленном содействии. Однако на многочисленных рисунках Клодта (эскизы конных фигур, проект фриза Мраморного дворца и пр.) люди нарисованы в правильных пропорциях, в различных позах и поворотах, — ничуть не хуже, чем лошади. Скульптор с таким знанием рисунка может вылепить человеческую фигуру и без посторонней помощи.Одетые фигуры удавались
не меньше обнаженных. Он умело трактовал одежды своего времени и прежних эпох, желанной темой являлись для него исторические доспехи, оружие, атрибуты. В интересной серии небольших конных фигур он заглянул в глубь веков, соединив археологическую точность деталей с пластической гармонией целого. Его «Римский воин», «Царь Михаил Федорович», «Охота на пантеру», «Витязь» положили начало новому жанру исторических и батальных статуэток и групп. Этот жанр получил широкое развитие в 1860—1870-х годах (работы Лансере, Либериха, Позена, Ковшенкова). Особого внимания заслуживает «Римский воин» — исторически убедительный образ сурового легионера, чье задумчивое и встревоженное лицо намекает на боевую обстановку. И человек и конь охарактеризованы им с одинаковой четкостью.Показательно, однако, что человека
изображает обычно как «спутника коня», что он охотно изображал животных без человека, но почти никогда человека без животного, умея превосходно использовать их взаимосвязь в смысле скульптурной композиции.Пластическую взаимосвязь человека с конем конных группах Аничкова мостаУкротители коней. Скульптурное оформление Аничкова моста. 1841Бронза, обеспечивших ему непреходящую славу. Скульптор приступил к своему главному творению в 1833 году. Модели двух первых групп были переработаны и увеличены в 1836 году. Их начал переводить в бронзу В. П. Екимов, в течение сорока лет руководивший литейным двором Академии художеств, отливший памятники Суворову, Минину и Пожарскому, Кутузову и Барклаю. Смерть Екимова прервала работу. Он не оставил преемника, и перерыв мог оказаться длительным.
лучше всего осуществил вИзвестно, что из-за отсутствия опытного литейщика работа памятником Петру IПамятник Петру I. 1868—1770Бронза замедлилась на пять лет, пока сам скульптор не научился литейному делу. понадобилось для этого меньше времени — уже в 1839—1840 годах он сам отлично отлил обе группы. Дело в том, что он, еще служа в артиллерии, ознакомился с литейным делом. Назначенный в 1838 году заведующим литейной мастерской Академии, почти одновременно с присвоением званий академика и профессора, стал большим знатоком художественного литья, реорганизовал и поставил на прочную основу это важное дело. Он усовершенствовал академическую литейную мастерскую, построив две громадные печи на шестьсот пудов металла и особую литейную для небольших скульптур. В последующие двадцать пять лет было отлито при его непосредственном участии много собственных и чужих произведений. Этот факт привлек внимание современников своей необычностью: по общему правилу скульпторы не отливали собственных произведений. «Художественная газета» отметила в 1841 году «совершенство, до которого довел у нас литейное искусство... За короткое время от отлил много вещей, которые сделали бы честь лучшему литейщику». Современники, сравнивая скульптурные модели с отливами (бюст МартосаБюст И.П. Мартоса. 1839БронзаГосударственный Русский музей работы и другие вещи), были поражены тонкостью его литья в восковой форме.
надМалейшие детали оригинала воспроизводились им в бронзе столь точно, что отливы не нуждались в чеканке. Это зависело от тщательного корректирования восковой формы по оригиналу. Большие фигуры (конь памятника Николаю IПамятник Николаю I. 1856—1859Бронза, Высота 16 м и статуя КрыловаПамятник И.А. Крылову. 1855Бронза) отливал цельными, а не отдельными частями. О его большом техническом мастерстве говорит и то что ему удалось с помощью сложных математических вычислений укрепить конную статую Николая IПамятник Николаю I. 1856—1859Бронза, Высота 16 м на двух задних ногах, без всякой искусственной подпорки, к которой вынужден был прибегнуть (хвост коня и змея).
Работа над конными группамиУкротители коней. Скульптурное оформление Аничкова моста. 1841Бронза продолжалась до 1849 года. Мысль о постановке этих групп на перестраивавшемся Аничковом мосту принадлежит . В 1839 году этот план получил одобрение. Первоначально на обоих концах Аничкова моста были поставлены по две парных группы — на западном бронзовые, на восточном алебастровые.
Бронзовые реплики двух первых групп были водружены в 1842 году перед королевским дворцам в Берлине. Третьи бронзовые экземпляры украсили в 1846 году вход в дворцовый парк Неаполя.