Пётр Карлович Клодт. Из серии «Масовая библиотека». 1947. Автор: А. Ромм
В «Укротителях коней» нашел полное выражение реализм
. Красота его юношей — красота жизненная и народная, не та отвлеченная красота, которую создавали скульпторы предшествующего поколения посредством идеализации. Реализм имеет особый оттенок, ибо в нем еще живы традиции классического искусства. Стремление к жизненной правде сочетается здесь с настойчивой заботой о полноценности пластической формы, о красоте и плавности контуров, о ритмическом соответствии просветов и массивных частей. Последнее из этих достоинств всего заметнее в четвертой группе. Особенно создается цельное впечатление в пасмурные дни или сумерки, когда группы воспринимаются как темные силуэты. Но еще прекраснее они в солнечные дни. Тогда можно оценить по достоинству все мастерство упругой, мужественной лепки, тогда можно любоваться звучными переливами света на темном металле.«Укротители коней» — из тех произведении, что пробуждают в зрителе нрилив жизненной энергии. Невозможно любоваться ими пассивно, как рядами недвижных изваяний в Летнем саду. Проходя по Аничкову мосту, зритель невольно включится в этот бурливый поток, а если увидит группы впервые, может испытать нечто сходное с волнением, сопутствующим спортивным состязаниям. Эти скульптуры созвучны стройности архитектуры Ленинграда и вместе с тем оживленному ритму его главной магистрали. «Укротители коней» — превосходный пример того, чем может и должна быть монументальная уличная скульптура, органически сросшаяся с картиной города и его жизнью.
1840—1850-е роды были для
периодом очень интенсивной разносторонней деятельности. Обилие крупных и разнообразных заказов не позволяло, вероятно, художнику по-настоящему сосредоточиться на своих замыслах. «Укротители коней» остались высшей точкой в его творчестве; в дальнейшие же годы он достиг многого, но мог бы достичь гораздо большего.почти тридцать лет преподавал в Академии и сверх того состоял главным наблюдателем за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях.
Немало сил уделил ДержавинуПамятник Г.Р. Державину. 1846Бронза для Казани и Н. М. КарамзинуПамятник Н. М. Карамзину. 1836, открыт в 1845 для Симбирска (по проектам ), Сильвестру Щедрину в Сорренто (работа ), рельефы и статуи для Исаакиевского собора различных авторов и еще многое иное.
и работе литейного двора Академии, делу, связанному с воплощением в бронзе чужих замыслов. Так, в 1840—1860-х годах, помимо собственных вещей , были отлиты при его непосредственном участии памятники: Петру I для Кронштадта (работа Жака),Наиболее важная из работ такого рода — памятник князю ВладимируПамятник князю Владимиру. 1853 в Киеве. следует считать соавтором этого изваяния, так как по небольшой модели, созданной незадолго до смерти, он вылепил и отлил колоссальную статую князя, держащего в правой руке громадный позолоченный крест.
Лицо Владимира поднято к небу — это единственное движение в фигуре, замершей в величавом спокойствии, облаченной в широкое одеяние с ровными, прямолинейными складками. Поставленный на Михайловской горе, памятник издали притягивает взор. К сожалению, безвкусный постамент в ложновизантийском стиле работы архитектора
несколько умаляет ценность этого памятника. самолично отвез статую в Киев и участвовал в ее установке.Наиболее крупное, хотя и не наиболее значительное произведение
,— горельефный фриз для служб Мраморного дворца в Петербурге.Изображая приручение лошади и ее служение человеку,
расположил тридцать девять человеческих и тридцать три лошадиные фигуры в натуральную величину на плоскости этого громадного фриза (около семидесяти метров длины). В конных группах Аничкова моста он говорил на языке своего времени, здесь же пытается заговорить на греческом. Люди, облаченные в греческие хитоны, и лошади с крутыми короткими шеями, с мощными формами тела отдаленно напоминают те возвышенные образы, которые были воплощены за два тысячелетия едо этого афинскими ваятелями на фризе Парфенона.Сходство, однако, чисто внешнее, касающееся частностей, но не целого.
Фриз делится на четыре створки, соответственно членениям здания; ни в одной из этих частей нет завершенной композиции. Сцены охоты, кавалерийских стычек, поездок и путешествий ничем не разграничены и, кажется, могли бы быть продолжены до бесконечности. Многочисленные фигуры всадников, скачущих в одном и том же направлении—слева направо,— повторение сходных мотивов вносят однообразие. Здесь мало встречных движений и нет той ясности, мелодичности ритма, выразительного лаконизма, какие свойственны рельефам предшественников
— , , . Пластика этих горельефов также оставляет желать лучшего в смысле моделировки фигур и их взаимосвязи со стеной.Отдав дань античным сюжетам и костюмам в этом фризе, памятнике И.А. КрыловуПамятник И.А. Крылову. 1855Бронза. После смерти баснописца была объявлена всенародная подписка на сооружение памятника; в 1849 году состоялся конкурс. одержал верх над лучшими скульпторами того времени: , и . Место для памятника было отведено в Летнем саду, так как там любил гулять Крылов и круглый год играли сотни детей, знавшие его по басням.
вскоре выступает как искатель новых, реалистических путей в своемРеализм ЛомоносоваПамятник Ломоносову. 1826—1829Бронза (памятник в Архангельске) полуобнаженным, в греческом одеянии и манерной, театрализованной позе. Он приемлет лиру из рук коленопреклоненного гения.
нашел здесь новую пищу и дал новый эффект. По самой идее памятник Крылову резко отличается от прежних памятников русским писателям, где было столько условного аллегоризма. Целью поборников классицизма являлся не портретный образ поэта, но символизация его творчества, что удавалось далеко не всегда выразить с помощью незамысловатых атрибутов (лира и пр.). отвел самому Карамзину место лишь в небольшом медальоне, главное в памятнике — фигура музы. изобразилпамятнике И.А. КрыловаПамятник И.А. Крылову. 1855Бронза, как и в прежних произведениях, вдохновлялся не отвлеченными идеями, но самой жизнью, стремясь к образам, доступным пониманию и способным затронуть широкого зрителя.
вОднако первоначальный замысел Клодта отвечал традициям русского классицизма. Один рисунок статуей КрыловаПамятник И.А. Крылову. 1855Бронза. Баснописец изображен в римской тоге с обнаженной грудью. Он сидит в вычурной беспокойной позе, опираясь правой рукой о скалу. В левой руке он держит книгу, но в нее не заглядывает, так как голова сильно наклонена, как бы следуя за движением протянутой вбок левой ноги.
обнаруживает процесс работы над