Пётр Карлович Клодт. Из серии «Масовая библиотека». 1947. Автор: А. Ромм
Но дело не в этих испытанных художником мытарствах, а в его взгляде на жизнь, в его внутреннем облике. Все, что мы знаем о нем по воспоминаниям современников, говорит о его демократических вкусах, простоте его образа жизни и незатейливости, унаследованных еще от отца. Такому человеку скромный и задушевный Крылов должен быть внутренне ближе, чем блистательная фигура «жандарма Европы» с его пронзительным, жестоким и жутким взглядом.
Внешний почет и блеск не соблазняли
. Во время поездки за границу он был принят с большим почетом как видными художниками, так и при европейских дворах. Но он тосковал по семье и родине, писал А. П. Брюллову: «Здешние лучшие яства и вина я променял бы на черный хлеб и квас, только бы поскорее очутиться в России».любил физический труд, знал несколько ремесел, вечно был занят всякими хозяйственными поделками, вроде починки конской сбруи и постройки самодельных экипажей. Он дружил со своими формовщиками и прочими мастеровыми, проводил с ними свой досуг.
Его незатейливый рабочий косном, в котором он ходил почти все время, шокировал великосветских посетителей. Но все, кто соприкасался с
, в один голос отмечают его привлекательность, личное обаяние. «Он бескорыстен, чист душой, скромен »и только от других узнает, что его работы достойны хвалы и уважения», — писал о нем в 1841 году Н.И. Греч. «Популярность П.К. Клодта в 60-х годах была громадна, — писал через двадцать лет после его смерти один современник,— это зависело столько же от обаяния его таланта, как и от обаяния его личности. Это был человек чисто русский, открытый, прямодушный, мягкосердечный, весельчак и хлебосол, глубоко отзывавшийся на всякую нужду».Когда к Петру Карловичу приходил в мастерскую какой-нибудь нуждающийся художнику он, не отрываясь от работы, предлагал взять из комода сколько нужно. «И бедняк брал сколько ему было нужно — сто, двести, триста рублей, смотря по совести, а его благодетель продолжал сосредоточенно работать. В нем воплощалось завидное бескорыстие большого художника, любящего людей и искусство и совершенно забывающего о себе». У
собирались раз в неделю люди искусства: и Брюлловы, актеры Самойлов и Мартынов, художники , братья Соколовы и др.В 1867 году
скончался от апоплексического удара. После его смерти в его «благотворительном комоде» оказалось так мало денег, что его пришлось хоронить за счет Академии художеств. Памятника на его могиле не было поставлено, и спустя двадцать лет там стоял простой деревянный крест. Но еще долго жила память о нем как о благородном и чутком человеке среди всех, кто его знал.Память же о
, большом художнике, новаторе-реалисте, основателе новой отрасли скульптуры, не умрет в нашей стране.